Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Творческая проектная деятельность обучающихся колледжа в процессе изучения

междисциплинарных курсов эстетического цикла

Дергунова Евгения Валерьевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж», Самара

dergunova.e@yandex.ru

     Способность к творчеству формирует искусство – сильнейший инструмент в руках педагогики. Воздействие искусства на человека выражается в чувстве эстетического наслаждения, возвышающего душу. Красота «захватывает всего человека, выпрямляет его, организует полноту жизневосприятия и этим способна влиять на сами основы формирования мироощущения, гармонизировать мировоззрение» [1]. Ценностные ориентации человека, на которые такое глубинное влияние оказывает искусство, напрямую сказываются на отношении к своему труду, к работе своих коллег, уважении или пренебрежении к трудовым итогам и продуктам. Человек, развитый художественно, к решению оптимального варианта любой задачи приходит как к решению наиболее гармоничному, т.е. труд такого человека наиболее производителен [3].

     В таких условиях проблема развития творческих способностей не только не потеряла своей актуальности, но, наоборот, приобрела ещё большую остроту и значимость. Большие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. Это, во-первых, развитие зрения, чуткости пальцев, поскольку без развитого зрения и осязания художественная работа немыслима. Во-вторых, изоискусство и художественный труд неразрывно связаны с формированием образного мышления, человек должен «видеть» заранее итог своего труда. В-третьих, оптимальное решение задач в любой отрасли производства всегда гармонично. Выработка способности идти к гармоничному решению интуитивно и является спецификой образного мышления, а значит, и художественного развития. Изобразительное и прикладное искусство хранят в себе огромные возможности для развития творческой фантазии и интуиции, для ощущения человеком радости ручного труда как творчества. Труд в искусстве требует серьезной организации и материальной обеспеченности своего процесса – только тогда можно ожидать результатов [2].

     Нельзя не сказать о необходимости использования на дисциплинах эстетического цикла инновационных методов обучения, которые как раз и призваны активизировать творческую деятельность обучающихся, причём не только на уроке, но и вне урока. Инновационная деятельность педагога, безусловно, активизирует процесс обучения, позволяя ученику прочувствовать и соразмерить свои силы и возможности в решении той или иной задачи, продемонстрировать определённые личностные качества: волю, целеустремлённость, организованность и т.д. То же самое можно сказать и о таком компоненте обучения, как формы его организации: они тоже претерпевают изменения, выходя из рамки традиций и обычаев. Суть инновационных процессов – нацеленность всех участников учебно-познавательной деятельности на активный поиск истины, усвоение опыта самостоятельного нахождения знаний и навыков, их применение в новых условиях приобретения практики творческой деятельности, умение приспосабливаться к реалиям современной жизни, активно осваивать ситуации социальных перемен.

     Инновационные процессы в области обучения и воспитания имеют своей целью в первую очередь полноценное развитие обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей, с одной стороны, и, по возможности, полное удовлетворение образовательных потребностей и познавательных интересов, с другой. В связи с этим многие педагогические коллективы берут за основу как отечественный, так и международный педагогический опыт, внедряя в процесс учебно-воспитательной работы целостные системы обучения или же наиболее эффективные их компоненты, которые позволяют решать задачи по активизации творческого процесса в обучении с точки зрения успешного и гармонического развития каждого студента. При этом понятно, что лишь опора на принцип индивидуализации в учебно-воспитательном процессе позволяет максимально активизировать творческую деятельность студентов, несмотря не разный уровень развития их творческих способностей, наличие или отсутствие направленности на обучение и т.д. Использование репродуктивных (воспроизводящих) методов обучения содействует развитию у обучающихся практических умений и навыков. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые исследовательские) в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей обучающихся.

     В процессе изучения междисциплинарных курсов эстетического цикла в Самарском социально-педагогическом колледже специфическим методом обучения является метод творческих проектов.

     Проектная деятельность – деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности: пытливости ума, гибкости мышления, памяти, способности к оценке, видению проблемы, чинно-следственных связей и других качеств, характерных для человека с развитым интеллектом.

     Разработка и защита творческих проектов предлагаются обучающимся при изучении МДК 01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом. Тематика творческих проектов разнообразна, современна она включает в себя изучаемые темы по дисциплине, а также темы, которые предлагают сами обучающиеся. Следует учесть, что некоторые обучающиеся не смогут выполнять творческие проекты в полном объеме. Для них мы рекомендуем выполнение творческих заданий при реализации творческого проекта в группе. Эти и другие приёмы помогут педагогу уменьшить, а возможно и снять «психологические барьеры», создать комфортную обстановку в коллективе в процессе выполнения творческих проектов. Существует банк творческих проектов, созданный на основе студенческих работ. Если какой-либо проект пользуется спросом, то автор проводит мастер-класс для желающих освоить данный вид продуктивной деятельности.  Наиболее популярны работы в технике декупажа, квиллинга, папье-маше, тестопластики, пластилиновой живописи, флористики и д.р. Кроме того, студенты колледжа продолжают работу над проектами во время педагогической практики (4 курс), занимаясь с детьми продуктивными видами деятельности.

     При правильно поставленных задачах повышается качество образования, развивается потенциал обучающихся с разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний и практических умений; развиваются качества личности: инициативность, коммуникабельность, умение планировать, видение перспективы, поиск и обработка информации; совершенствуется творческое мышление через исследования, через выполнение творческих проектов.

     Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощённой, творческой личности – будущего учителя.

Литература

  1. Современные концепции эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И. Киященко – М.,-1998.-с.247
  2. Хуторский, А.В.Развитие творческих способностей / А.В.Хуторский – М.: Владос, -2000 г. – с.22.
  3. Система эстетического воспитания учащихся и средства формирования их эстетической культуры [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна