Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Связь учебно – исследовательской деятельности и проектного метода в подготовке учащихся к профессиональной деятельности

Буторина Ирина Борисовна

ГБПОУ СО «ТПК» г. Тольятти

irina.butorina55@mail.ru

     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.06 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»  предполагает применение новых педагогических технологий при освоении учащимися общих и профессиональных компетенций. Сама специальность предопределяет  применение информационно-коммуникативных технологий в освоении профессиональных компетенций и в дальнейшей трудовой деятельности. Учащийся должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня преподавателю понятно, что в информационном обществе учащиеся порой опережают его в знаниях и умениях. В некоторых ситуациях и программах учащийся знает больше, чем преподаватель, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации. Но остается важная миссия у преподавателя: вызвать интерес к познанию нового, к поиску информации по теме.

     Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные  и прочие формы и методы обучения.     Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

     В Тольяттинском политехническом колледже я преподаю МДК 04.01 Градостроительство. В изучении тем данного курса  применяю деятельностный подход.  Метод предполагает наличие у учащихся познавательного мотива, т.е. желания узнать, открыть, научиться, и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить), выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний, выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания, а также формирование у учащихся  умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу и  включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

     В изучении тем курса обозначается много проблемных вопросов, связанных с планированием градостроительного освоения городских территорий. Особенно откликаются на такие вопросы инициативные учащиеся с активной гражданской позицией, не равнодушные к проблемам родного города. Такие учащиеся «зажигают» более спокойных товарищей.

     В качестве организационной формы учебного процесса применяю учебную  исследовательскую деятельность, которая может перерастать в дальнейшем в практико – ориентированный метод проектов. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

     Приведу пример. При изучении темы, связанной с экологий городских территорий, весной 2016 года перед учащимися была поставлена задача определения  слабых мест в утилизации бытовых отходов в городе Тольятти. И учащиеся определили, что в отличие от других развитых стран, у нас до сих пор не прижился раздельный сбор бытовых отходов. В городе есть свой завод по утилизации таких отходов, но и он не в полной мере может справиться с объемами отходов. Далее учащиеся вышли на сайт предприятия по производству картона, только что заработавшего в городе Тольятти, и выяснили какую макулатуру можно сдавать на это предприятие как вторичное сырье и сколько это стоит. А далее наша исследовательская работа переросла в настоящий проект по сбору макулатуры. Инициативные студенты вышли с предложением в студенческий совет колледжа, а он поддержал  инициативу. С пониманием и поддержкой отнеслись к инициативе и в администрации колледжа. По группам был объявлен призыв собрать имеющуюся дома разнообразную бумагу, старые газеты и принести в колледж. К этой инициативе подключились и преподаватели, и родители учащихся, которые помнят, как в советское время организовывали сбор макулатуры и металлолома. В результате в этом проекте приняли участие     студенты первых, вторых и третьих курсов практически всех специальностей колледжа  и было собрано   более тонны макулатуры, которую забрал грузовик предприятия.

     Данный пример наглядно показывает, что учащиеся в ходе учебно – исследовательской и проектной деятельности успешно осваивают  не только профессиональные компетенции но и общие, такие как   ОК 1 – ОК 8, и уже в колледже демонстрируют готовность и способность к организации мероприятий, принимают решения в нестандартных ситуациях, осуществляют поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, эффективно используют информационно-коммуникационные технологии в учебно – исследовательской деятельности. Данная задача потребовала  работы в коллективе и в команде, умения эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. И учащиеся группы по специальности  «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»  успешно справились, продемонстрировав необходимое для дальнейшей трудовой деятельности освоение  общих и профессиональных компетенций. А началось все с учебно – исследовательской деятельности.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна