Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Создание коллективного панно как прием стимулирования творческой деятельности обучающихся

Кириллова Василиса Михайловна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Самарский социально-педагогический колледж», г.о. Самара

 

     Творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем детстве. Они лучше всего выражаются в играх детей. Но причём здесь упоминание об играх?

     Здесь имеется в виду игра как переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой реальности, отвечающей запросам и увлечениям самого ребёнка.

     Педагог может вмешиваться в этот процесс, стимулировать и направлять творческую реакцию детей. Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация школьной жизни и среды, которая создаёт потребности и возможности детского творчества.

     Психологами установлены приёмы, с помощью которых можно вызвать или корректировать творческую реакцию ребёнка. Для этого может быть предложенряд впечатлений (музыкальных, живописных, литературных), определённые задания или темы (возможно, темы традиционной культуры).

     Работа, которую дети делают с интересом и добровольно, приносит гораздо большие результаты, чем та же работа по принуждению. Для этого важно отбирать объекты восприятия, которые интересны и близки детям. Например, домики-избушки,их различные варианты попадаются детям почти в каждой сказке, они им очень знакомы. (Эти же «домики» по счастливому совпадению являются объектами рассмотрения традиционной культуры).

     Нужно помнить, что первичной формой детского творчества является творчество синкретичное, т.е. такое, в котором отдельные виды искусства ещё не расчленены, а соединяются в одном целом художественном действии. Ребёнок сочиняет: рисует и одновременно рассказывает о том, что он рисует, драматизируя, разговаривая от лица разных персонажей одновременно, подпевая, приплясывая и т.д. (т.е. сопереживая).

     Причём ребёнок редко работает над своим произведением долго, большей частью он творит его в один приём – это игра – быстрый и окончательный разряд занимающим его чувствам. Комбинирующее (или творческое) воображение видно в сюжетах приведённых ниже коллективных панно, ведь, согласно Л.С.Выготскому, творчество существует только там, где человек воображает что-то.

     Было бы неверно и несправедливо рассматривать ребёнка как художника и предъявлять к его произведениям те требования, которые мы предъявляем к произведению художника – ведь пока он ещё подчинён двигательно-осязательной форме восприятия и ориентировки. Тогда какой же смысл в этом творчестве, если оно не может воспитать в ребёнке будущего художника?

     Смысл и значение этого творчества в том, что оно позволяет ребёнку проделать большой шаг в развитии творческого воображения, который даёт новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии, углубляет и расширяет его эмоциональную жизнь – ведь в такой игре самое важное даже не то удовольствие, которое получает ребёнок, но та объективная польза, которая бессознательно для самого ребёнка усваивается им. «Игра – это жизненная школа ребёнка» (по выражению Л.С.Выготского).

     Но нельзя всё обучение строить на одном интересе – дети должны понять и почувствовать, что учение – это труд, и свои дома они могут буквально «строить» из отдельных брёвен собственного изготовления, развивая мелкие мышцы и моторику руки, необходимые в этом возрасте. Все это нейтрализует интенсивную двигательную активность, развивает навыки самоорганизации и самоконтроля.

     Кроме того, в этом возрасте необходимо воспитывать навыки общественного поведения,поэтому формой выполнения предстоящей работы может быть коллективное панно,т.н. «коллаж».  Практика создания коллективных композиций самого разного типа как одна из форм обобщающего урока, например, может применяться и в современной работе в школе.Если хорошо продумать структуру, план и все этапы такого занятия, оно может принести не только ценный практический опыт, но и большую радость и удовлетворение обучающимся.

     Можно рассмотреть процесс создания коллективного панно на примере сюжета «Деревенская улица». В подобной работемогут находить себе применение самые разнообразные детские склонности, а распределение ролей в процессе создания коллективного панно («главный художник», «столяр», «зодчий», «садовник» и др.) происходит естественным путём по таланту и способностям, позволяет проводить дифференцированный подход к обучающимся под контролем педагога.

     Какие же материалы можно использовать при работе над коллажем?

     Это, во-первых, бросовые материалы: в данном случае – упаковочный гофрокартон, упаковочная почтовая бумага, упаковочный материал для компьютера, отходы ландшафтной обрезки и т.д.

     Основным элементом, «героем» такого панно будет избушка, ее основу дети вырезают по шаблону из гофрокартона. Работа может стартовать как изобразительный диктант, когда учитель вместе с учениками начинает выполнение фасада избушки. Картонная гофрировка располагается горизонтально, имитирует бревна (хотя дети могут сделать бревна сами – накатать бумагу на карандаш). Затем работа может продолжаться обучающимися творчески – при  выполнении деталей и украшений избы дети выполняют уже самостоятельную работу, используя различные ранее изученные приемы вырезания:

  • симметричное вырезание, с помощью которого выполняютсяокна со ставнями  из сложенного вдвое прямоугольника оберточной бумаги (6х4см), украшение наличников, вырезание «полотенец»;
  • вырезание по веерной складкеукрашение навершия окна солярными знаками;
  • вырезание по складке-гармошкевыполнение причелин.

     Подоснова для коллажа выполняется на  цветном картонебольшого формата, снег – из компьютерной упаковки, деревья – из отходов ландшафтной обрезки. Сборка  элементов панно «Деревенская улица» легко и творчески осуществляется «группой главного художника»на двусторонний скотч. Подобные панно могут служить прекрасным украшением классной аудитории, а также наглядным отчетом для родителей о творческой деятельности их детей на занятиях.

     В средних классах с усилением активности умственной наступает полоса аналитически – рассудочной деятельности с осознанием собственного достоинства и стремлением к самостоятельности. Подросток становится всё более зрителем, созерцающим мир со стороны. Он стремится к иллюзорно-натуралистической форме, хочет сделать так, чтобы было «как на самом деле», овладевая методиками перспективного изображения.

     С рисованием в переходном возрасте связаны две проблемы:подростка не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь;ему необходимо приобрести специальные художественные навыки и умения (иначе возможно охлаждение к художественному творчеству навсегда).

     В этом возрасте необходимо культивировать творческое воображение,чемуспособствует новый богатый и разнообразный материал по родной культуре, фольклору – это целый открывающийся новый мир. При этом в особой культуре нуждается процесс воплощения образов. Удачным педагогическим приёмом будет привлечение подростков к какому-то новому художественному процессу или способу изображения (карандаш, пластилин и краски как будто прискучили им). Новые материалы, в том числе и бросовые (упаковка, одноразовая посуда, рулончики от туалетной бумаги), которым можно найти очень полезное и неожиданное применение, «дать вторую жизнь» и новый способ изображения – макетирование, новые утилитарные задачи дают толчок их творчеству.

     Если в младшем возрасте преодоление технических трудностей гасило и тормозило их творческие порывы, то сейчас наоборот: определённые ограничения, технические трудности, необходимость применить свою изобретательность в определённых рамках задания поднимают их творческую трудовую дисциплину. Отсюда очень легко найти выход в область художественного ремесла.

     В 15-18 лет(возраст студентов нашего колледжа), когда ведущим видом деятельностиявляетсяучебно-профессиональная, когдаони проявляют громадный интерес к собственному «я», к способности самовыражения, с жаждой чувствовать себя нужным в группе и в то же время иметь в ней свой престиж и авторитет – всему перечисленному помогают реализоваться темы традиционной культуры (той же русской архитектуры, выполненной в технике коллективного панно), очень подходящей свойственной возрасту деятельности общения. С любовью и в то же время согласованностью выполняется студентами даже антураж панно, осуществляется стилизация отдельных деталей.

     На последних курсах, когда студенты стоят на пороге самостоятельной жизни, самоопределения, показательным является тот факт, что многие из них берут для своих курсовых работ темы по искусству, традиционной культуре, самарской резьбе в частности. Практические части таких курсовых представляют собой самодостаточные и профессионально сделанные вещи, эстетичные сточки зрения архитектурного макетирования и декоративной композиции, что само по себе уже является свидетельством сформировавшегося интереса к традиционной культуре и здорового перфекционизма, столь необходимого современным учителям.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна