Социально-психологические проблемы адаптации студентов
первокурсников в процессе обучения в ГБПОУ «ССПК»
Анкудимова Татьяна Ивановна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж», Самара
antropova_tanya@mail.ru
Одной из наиболее актуальных проблем в процессе обучения в ГБПОУ «ССПК» является социально-психологическая адаптация студентов первокурсников. Адаптация не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.
Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый опыт он получает в детском саду, потом в первом классе школы. Затем происходит переход из начальной в среднюю школу и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.
В процессе адаптации у студентов первокурсников можно выделить следующие трудности: переживания по поводу ухода из школы, расставание с одноклассниками и любимыми преподавателями, неопределенность в выборе профессии, недостаточная психологическая подготовка, налаживание самостоятельной жизни при переезде из дома в общежитие, другой населённый пункт.
Процесс обучения в ГБПОУ «ССПК» значительно отличается от школьной программы. Новые преподаватели и однокурсники, иная форма ведения предметов, насыщенность учебного процесса. Новое учебное заведение и новый маршрут до места учебы – все это очень сильно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса вГБПОУ «ССПК» воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное психическое и умственное напряжение, нарушения отдыха, питания и все это приводит к психическому срыву и болезням. Студенты не могут быстро привыкнуть к тому, что огромная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе, отсутствия постоянного контроля со стороны родителей, что приводит к низкой успеваемости и пропуску занятий.
Для тогочтобы повысить у студентов первокурсников социальный статус, необходимо включать их в различные мероприятия колледжа: общественную деятельность, волонтерство, кружки, олимпиады, конкурсы. Все это приведет к более успешной адаптации. Студенты станут добросовестнее относиться к учебе и покажут отличные результаты. Самое главное, что для успешной адаптации студентов первокурсников – это наличие доброжелательной обстановки, способность увлечьобучающихся на учебных занятиях, чтобы у них был стимул к чему-то стремиться, узнавать и изучать новое, интересное.
С помощью тестов, опросниковможно выявить проблемы студентов и ускорить процесс адаптации. Определить, каким сторонам студенческой жизни следует уделить больше внимания и своевременно скорректировать негативную тенденцию в профессиональном становлении.Адаптация студентов в образовательном учреждении заканчивается к началу второго года обучения.
В ГБПОУ «ССПК» созданы благоприятные условия успешной адаптации и самореализации всех студентов. Проводятся предметные викторины и олимпиады, студенты принимают участие в профессиональных конкурсах, волонтерство, могут проявить свои таланты в подготовке праздников, ведутся различные кружки. Студентам дают возможность проявлять себя и свои возможности в том направлении, где они чувствует себя наиболее комфортно. Создан «Молодежный клуб», для развития способностей и самореализации,способствовать снятию трудностей адаптационного периода первокурсника.
Классные руководители оказывают посильную помощь первокурсникам в трудных ситуациях, координируя и организуя их деятельность. Проводят классные часы, приглашают выпускников ГБПОУ СО «ССПК», чтобы рассказали о перспективах будущей профессии.
Помощь классным руководителям в поиске своих талантов может оказать набирающий популярность Genetic Test.
«Genetic-test» стал удобным способом профориентации взрослых и детей. Он показывает генетическую предрасположенность к науке, спорту и общению на основе исследования узоров на кончиках пальцев.
Всего за несколько минут с помощью специальной технологии можно пройти экспресс-тестирование и получить детальное описание способностей к профессиональному образованию и работе, оценку здоровья, психологический портрет и другую полезную информацию. Поэтому тестирование можно проводить с рождения до глубокой старости один раз. Самому юному клиенту Genetic test 6 месяцев, а самому пожилому – 89 лет.
После проведения тестирования составляется отчет, который содержит семь информационных блоков с графиками, на которых представлены сильный и слабые стороны рассматриваемых характеристик:
- Схема пальцевой дерматоглифики;
- Направление профессиональной деятельности;
- Стиль карьерного развития;
- Здоровье. Группа риска;
- Спорт;
- Тип поведенческой адаптации;
- Тип личности и темперамента и многое другое.
Прошедшие тестирование люди утверждают, что информация совпадает на 85-95% и помогает добиться высоких результатов в профессиональном развитии.
Литература
- Андреева Д.А. О понятии адаптация. Человек и общество: ЛГУ, 1973,62-69c
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. Просвещение, 1982.192с.
- Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.1008 с. (Серия "Мир психологии").
- Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004.63-64c.