Роль научно – исследовательской деятельностипри подготовке
специалиста банковского дела
Чувашова Светлана Юрьевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский политехнический колледж»,г. Тольятти
sveta6781@yandex.ru
Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обуславливает усложнение требований к профессионализму выпускников. Одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов банковского дела является интеграция в обучение двух направлений деятельности: проектной и научно – исследовательской.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020г. г. сформулирована цель – обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. А одной из задач программы является создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия[1].
Внастоящее время и со стороны работодателей наблюдается все возрастающий спрос на высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные производственные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной деятельности, искать способы и средства самореализации в условиях практической деятельности, нести ответственность за свою работу. Так, студенты второго курса, обучающиеся по специальности «Банковское дело», придя на производственную практику в кредитную организацию, не сидят неделями за изучением нормативно – правовых документов, а практически сразу приступают к выполнению функций банковского служащего – консультанта.
Экономическое образование – это особое образование. Банковское дело охватывает практически все стороны нашей жизни: открытие депозитного счета в банке, оплата коммунальных услуг через систему онлайн, использование программно – технических систем банковского обслуживания и другое. Поэтому не сложно найти тему для любого студента, чтобы вовлечь его в научно – исследовательскую деятельность. Участие студентов в научно – исследовательской деятельности является обязательным условием подготовки квалифицированного специалиста.
Основными направлениями научно – исследовательской деятельности при подготовке специалистов банковского дела являются:
- научно – исследовательская деятельность, предусмотренная в учебном процессе;
- научно – исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс;
- научно – исследовательская деятельность вне учебного процесса.
Одним из обязательных условий научно – исследовательской деятельности является её комплексность и преемственность: при переходе студентов с курса на курс постепенно возрастает сложность и объем знаний, умений и приобретаемых компетенций. [2]
Учитывая требования работодателей, были сформулированы основные цели и задачи при организации научно – исследовательской деятельности для обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело»:
- усовершенствование процесса обучения и профессионального становления;
- активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития (в требованиях работодателей от 2015 года инициативность, нацеленность на результат составляет 62%);
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся (требования работодателей – 44%);
- развитие навыков публичного выступления.
Многообразие форм научно-исследовательской работы дает возможность каждому студенту выбрать направление по душе. Основными направления научно-исследовательской деятельности обучающихся по специальности 38.02.07 являются:
- учебно – исследовательская деятельность;
- научно – исследовательская деятельность, реализуемая в формах:
- подготовка докладов и выступлений для выступления на студенческих научно – практических конференциях всех уровней;
- участие на олимпиадах и конкурсах по специальности;
- участие в деловых играх, проводимых на базе средне профессиональных образовательных учреждений и высших;
- участие в публичных тематических лекциях, проводимых преподавателями и приглашенными специалистами;
- выполнение индивидуальных научно – исследовательских работ, проектов.
На первом курсе для привития навыковобучающимся исследовательской деятельности, учебным планом предусмотрена дисциплина «Основы проектной деятельности, целью изучения которой является: формирование системы знаний в области проектной деятельности, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
На первых курсах обучающиеся выполняют учебно – исследовательскую работу в формах: составляют обзоры, выполняют рефераты, готовят сообщения по актуальным темам для проведения тематических конференций. Эта работа необходима для формирования профессиональных компетенций таких как:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость совей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития и других.
Начиная со второго курса, обучающиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью. За 2015 – 2016 год обучающиеся по специальности 38.02.07 «Банковское дело» приняли участие во IIОбщероссийской научно-практической конференции «Погружаясь в мир науки» (тема исследования «Влияние безопасности банка на эффективность его деятельности»), IVрегиональной научно – практической конференции «Будущее – это мы» (тема исследования «Шаг в профессию банкира»), Всероссийской финансовой акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» (проводился конкурс «Лучший по специальности»), онлайн - олимпиаде по предмету «Экономика», Х международной научно – практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов» (тема исследования «Роль региональных банков в развитии экономики Самарской области»), индивидуальные проекты по темам: «Банковский кредит: быть или не быть?», «Новый банковский продукт – карта «Мульти- экспресс», «Эволюция формы монет», «Безопасность банков Самарской области» др.
Особое внимание при подготовке специалистов уделяется выполнению курсовых работ, тематики которых ежегодно актуализируются и обновляются с учетом тенденций в банковской системе. Это позволяет обучающимся выполнять актуальные исследования, делать прогнозы, результаты которых могут быть проверены практикой.
Оценка научного исследования обучающихся в курсовых работах выполняется по следующим критериям:
- актуальность выбранной темы;
- степень разработанности темы;
- новизна результатов;
- качество выполненной практической части;
- аргументированность выводов;
- проработка научной литературы и интернет – источников.
Итоговым этапом в научно – исследовательской деятельности обучающихся в учебном учреждении является выпускная квалификационная работа.
Таким образом, включение обучающихся по специальности 38.02.07 в научно – исследовательскую деятельность способствует формированию у них таких профессиональных компетенций как:
- ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
- ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
- ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
- ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
- ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
- ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
- ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
- ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
- ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
- ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам и других.
Управлением исследовательской деятельности обучающихся занимается педагог, задачей которого является создание развивающей среды. Основу этой среды составляют формы и условия для развития исследовательских навыков, культуры.
Таким образом,научно – исследовательскаядеятельность обеспечивает единство и преемственность всего процесса обучения. От эффективно функционирующей научно -исследовательской системы зависит формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, а в конечном итоге – квалификация профессионала.[3]
Основными проблемами для организации и осуществления эффективного исследования обучающихся являются:
- отсутствие заинтересованности работодателей на протяжении всего периода обучения в совместной работе по проведению исследовательской деятельности обучающихся (чаще всего они принимают участие только на защите ВКР);
- недостаточная активность обучающихся на всем периоде обучения (на первых курсах – более слабый интерес).
Литература
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 г. г.
- Богданова Е.А. Персональный познавательный стиль студента: опыт постановки проблемы. /Е.А. Богданова, Черник В.Э., Чернюк Л.А. Среднее профессиональное образование. 2015 г. №7
- Болдырев Е.В. Подготовка студентов к проектно – инновационной деятельности: теоретическая модель и опыт её реализации / Е.В. Болдырев, И.П. Пастухова. Среднее профессиональное образование. 2013 г., №1.