Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Роль научно – исследовательской деятельностипри подготовке

специалиста банковского дела

Чувашова Светлана Юрьевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Тольяттинский политехнический колледж»,г. Тольятти

sveta6781@yandex.ru

     Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обуславливает усложнение требований к профессионализму выпускников. Одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов банковского дела является интеграция в обучение двух направлений деятельности: проектной и научно – исследовательской.

     В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020г. г. сформулирована цель – обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. А одной из задач программы является создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия[1].

     Внастоящее время и со стороны работодателей наблюдается все возрастающий спрос на высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные производственные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной деятельности, искать способы и средства самореализации в условиях практической деятельности, нести ответственность за свою работу. Так, студенты второго курса, обучающиеся по специальности «Банковское дело», придя на производственную практику в кредитную организацию, не сидят неделями за изучением нормативно – правовых документов, а практически сразу приступают к выполнению функций банковского служащего – консультанта.

     Экономическое образование – это особое образование. Банковское дело охватывает практически все стороны нашей жизни: открытие депозитного счета в банке, оплата коммунальных услуг через систему онлайн, использование программно – технических систем банковского обслуживания и другое. Поэтому не сложно найти тему для любого студента, чтобы вовлечь его в научно – исследовательскую деятельность. Участие студентов в научно – исследовательской деятельности является обязательным условием подготовки квалифицированного специалиста.

     Основными направлениями научно – исследовательской деятельности при подготовке специалистов банковского дела являются:

  • научно – исследовательская деятельность, предусмотренная в учебном процессе;
  • научно – исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс;
  • научно – исследовательская деятельность вне учебного процесса.

    Одним из обязательных условий научно – исследовательской деятельности является её комплексность и преемственность: при переходе студентов с курса на курс постепенно возрастает сложность и объем знаний, умений и приобретаемых компетенций. [2]

    Учитывая требования работодателей, были сформулированы основные цели и задачи при организации научно – исследовательской деятельности для обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело»:

  • усовершенствование процесса обучения и профессионального становления;
  • активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития (в требованиях работодателей от 2015 года инициативность, нацеленность на результат составляет 62%);
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся (требования работодателей – 44%);
  • развитие навыков публичного выступления.

     Многообразие форм научно-исследовательской работы дает возможность каждому студенту выбрать направление по душе. Основными направления научно-исследовательской деятельности обучающихся по специальности 38.02.07 являются:

  • учебно – исследовательская деятельность;
  • научно – исследовательская деятельность, реализуемая в формах:
  • подготовка докладов и выступлений для выступления на студенческих научно – практических конференциях всех уровней;
  • участие на олимпиадах и конкурсах по специальности;
  • участие в деловых играх, проводимых на базе средне профессиональных образовательных учреждений и высших;
  • участие в публичных тематических лекциях, проводимых преподавателями и приглашенными специалистами;
  • выполнение индивидуальных научно – исследовательских работ, проектов.

     На первом курсе для привития навыковобучающимся исследовательской деятельности, учебным планом предусмотрена дисциплина «Основы проектной деятельности, целью изучения которой является: формирование системы знаний в области проектной деятельности, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.

     На первых курсах обучающиеся выполняют учебно – исследовательскую работу в формах: составляют обзоры, выполняют рефераты, готовят сообщения по актуальным темам для проведения тематических конференций. Эта работа необходима для формирования профессиональных компетенций таких как:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость совей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития и других.

     Начиная со второго курса, обучающиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью. За 2015 – 2016 год обучающиеся по специальности 38.02.07 «Банковское дело» приняли участие во IIОбщероссийской научно-практической конференции «Погружаясь в мир науки» (тема исследования «Влияние безопасности банка на эффективность его деятельности»), IVрегиональной научно – практической конференции «Будущее – это мы» (тема исследования «Шаг в профессию банкира»), Всероссийской финансовой акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» (проводился конкурс «Лучший по специальности»), онлайн - олимпиаде по предмету «Экономика», Х международной научно – практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов» (тема исследования «Роль региональных банков в развитии экономики Самарской области»), индивидуальные проекты по темам: «Банковский кредит: быть или не быть?», «Новый банковский продукт – карта «Мульти- экспресс», «Эволюция формы монет», «Безопасность банков Самарской области» др.

     Особое внимание при подготовке специалистов уделяется выполнению курсовых работ, тематики которых ежегодно актуализируются и обновляются с учетом тенденций в банковской системе. Это позволяет обучающимся выполнять актуальные исследования, делать прогнозы, результаты которых могут быть проверены практикой.

     Оценка научного исследования обучающихся в курсовых работах выполняется по следующим критериям:

  • актуальность выбранной темы;
  • степень разработанности темы;
  • новизна результатов;
  • качество выполненной практической части;
  • аргументированность выводов;
  • проработка научной литературы и интернет – источников.

     Итоговым этапом в научно – исследовательской деятельности обучающихся в учебном учреждении является выпускная квалификационная работа.

     Таким образом, включение обучающихся по специальности 38.02.07  в научно – исследовательскую деятельность способствует формированию у них таких профессиональных компетенций как:

  • ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
  • ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
  • ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
  • ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
  • ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
  • ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
  • ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
  • ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
  • ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
  • ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам и других.

     Управлением исследовательской деятельности обучающихся занимается педагог, задачей которого является создание развивающей среды. Основу этой среды составляют формы и условия для развития исследовательских навыков, культуры.

     Таким образом,научно – исследовательскаядеятельность обеспечивает единство и преемственность всего процесса обучения. От эффективно функционирующей  научно -исследовательской системы зависит формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, а в конечном итоге – квалификация профессионала.[3]

     Основными проблемами для организации и осуществления эффективного исследования обучающихся являются:

  • отсутствие заинтересованности работодателей на протяжении всего периода обучения в совместной работе по проведению исследовательской деятельности обучающихся (чаще всего они принимают участие только на защите ВКР);
  • недостаточная активность обучающихся на всем периоде обучения (на первых курсах – более слабый интерес).

Литература

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 г. г.
  2. Богданова Е.А. Персональный познавательный стиль студента: опыт постановки проблемы. /Е.А. Богданова, Черник В.Э., Чернюк Л.А. Среднее профессиональное образование. 2015 г. №7
  3. Болдырев Е.В. Подготовка студентов к проектно – инновационной деятельности: теоретическая модель и опыт её реализации / Е.В. Болдырев, И.П. Пастухова. Среднее профессиональное образование. 2013 г., №1.

 

 

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна