Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Реализация компетентностного подхода через деятельностное образование

Клестова Наталья Ивановна

Веденеева Алёна Николаевна

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский педагогический колледж»

город Белгород

n.klestowa@yandex.ru

Киреева Ольга Владимировна

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский индустриальный колледж»

город Белгород

     В средние профессиональные образовательные учреждения приходят подростки после девятого школьного класса с разными знаниями, способностями. Перед преподавателем всегда стоит вопрос о развитии познавательного интереса к предмету: как подать учебный материал по ускоренно – сокращенной программе, так, чтобы его студенты не только поняли, но и смогли в дальнейшем применить свои знания на практике; как показать студентам, что математика и химия – это не просто задачи, уравнения и вещества, написанные в тетради и совершенно никак не применяемые в обычной жизни, а увлекательнейшие наука, с которыми, даже не задумываясь, мы встречаемся ежедневно. Для этого мы творчески подходим к планированию учебных занятий. Современные образовательные технологии позволяют сделать занятия интересными, привлекая к работе студентов с низким уровнем знаний. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение студентами умений, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций, чтобы достичь требуемых результатов.

     Вопрос традиционного обучения «Чему учить?» становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?». В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может» и «хочет».

     Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний. Однако роль знаний меняется. Они полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений и использование на практике. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернет, а не в головах обучающихся. В то же время, студент должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

     При компетентностном подходе основным результатом обучения является готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации.

     Примером и образцом развития познавательно-информационной компетентности может служить использование метода проектов и кейс-метода. Их суть также состоит в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

     Так, при изучении темы «Металлы побочных подгрупп: железо, кобальт, никель», студенты готовят сообщения «Железо в Космосе», «Железо в земной коре», «Будущее железа» и др. При изучении темы «Симметрия в многогранниках», студенты готовят сообщения «Симметрия в архитектуре», «Симметрия в живой природе», «Симметрия в музыке» и др. При изучении фосфора рассматриваем его роль в организме человека. При изучении этой же темы обучающиеся выступают с докладами «Как изобрели спички», «Значение фосфора в организме человека» и др. При изучении темы «Производная» рассматриваем практическое применение производной в физике, геометрии, химии и др. При изучении темы «Уравнения» рассматриваем практико-ориентированные задачи. Вопросы практического характера очень широко освещаются при изучении химии и математике. Каждая тема может быть связана с жизнью. На этих занятиях преподаватель не ограничивается только сообщениями обучающихся. Формы здесь различные. Это могут быть проблемные вопросы, задачи расчетные или экспериментальные и др. Так, при изучении темы «Углеводы», ставим задачу перед учащимися в виде вопросов: Почему, если долго жевать кусочек хлеба, он кажется сладким? Чем объясняется образование корочки при жарении картошки, выпечке хлеба или кондитерских изделий? Почему варенье слаще сахара? В теме «Спирты» поднимаем вопрос «Алкоголизм - проблема социальная и экологическая». Изучая карбоновые кислоты, знакомимся с пищевыми кислотами. При изучении бензола (его практическое значение) даем некоторые формулы азотистых веществ, лекарств, тем самым осуществляются связи химия – анатомия и физиология человека, химия – фармакология, химия – сельское хозяйство, химия и повседневная жизнь человека.

     Очевидно, что возможности химии, математики, естествознания в развитии познавательного интереса к предмету практически безграничны. Нам важно научить обучающихся рассматривать не отдельные изолированные математические и химические явления жизни, а обширные единства во всем многообразии связей. В своей работе мы часто используем технологию проектного обучения. Студенты предлагают темы проектов самостоятельно, очень эмоционально участвуя в «мозговом штурме», проводимом на лекционном занятии. Например, такие темы: «Химия и стоматология»; «Влияние качества воды на организм человека»; «Витамины и их роль в организме человека»; «Наркотик – друг или враг?»; «Жевательная резинка польза или вред?»; «Металлы в организме человека»; «Растворы в организме человека»; «Исследование качества …. (продукта по выбору)»; «Химия на кухне»; «Металлы в быту и технике»; «Икосаэдро-додекаэдровая структура Земли»; «Правильные многогранники и природа»; «Омар Хайям – математик и поэт»; «Число  и его история»; «Математика в русских рукописях ХV-ХVII вв.»; «Знаменитые задачи древности (удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга) и их значение в развитии математики» и др.

     Очень интересно руководить работой студентов над проектом: они делятся на группы, ищут информацию, делают самостоятельные выводы, выдвигая собственные гипотезы. Одним из занятий с использованием технологии проектного обучения является практическое занятие по теме «Сложные эфиры. Мыла и синтетические моющие средства». На этом занятии студенты прорабатывают теоретический материал, выполняют практическую работу и защищают проекты. В ходе выполнения практической работы студенты работают в группах и решают следующие задачи: получение мыла; сравнение свойств натурального, твердого и жидкого синтетических моющих средств; получение сложных эфиров для ароматизации полученного мыла. На второй половине практического занятия студенты представляют отчет о проделанной работе и защищают заранее подготовленные проектные работы по наиболее интересуемым их вопросам, например: «Почему мыло моет?»; «Эволюция моющих средств»; «Что такое духи?»; «Ароматерапия – это лечение чем?»; «Химчистка в домашних условиях».

     Работа над проектом способствует развитию исследовательских умений и навыков у студентов, носит практический характер, имеет важное прикладное значение. Современный урок – это формирование метапредметных компетенций обучающихся. Развитию компетенций на учебном занятии способствует применение современных педагогических технологий, обеспечивающих формирование критического мышления, проектной деятельности, исследовательской работы, дискуссии, коллективной и индивидуальной деятельности и т.д. Все они используются на различных учебных занятиях. Современный урок должен отличаться использованием различных технологий и методик. Использование всех вышеназванных приемов, методов и технологий позволило добиться положительной динамики успеваемости студентов по дисциплинам. Это подтверждается мониторингом качества образования, который проводится через разнообразные формы контроля и оценки знаний: тестирование в электронной форме, срез знаний, самостоятельные, творческие и контрольные работы.

Литература

  1. Грехова, Т.В. Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 752-755.
  2. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. - 2008.
  3. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учеб. изд.//Воспитание. Образование. Педагогика. – (Библиотечка «Первого сентября») - 2007 -  №6 (12).
  4. Кендиван, О.Д.-С. Проблемно – творческие задачи как средство реализации компетентностного подхода.//«Мастер – класс. Приложение к журналу «Методист»» - 2010- №2, с. 13.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна