Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Развитие общих компетенций студентов технических специальностей в процессе обучения теории

вероятностей и математической статистике

Бажуткина Наталья Николаевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области 

«Самарский социально-педагогический колледж», Самара

bagutkina_nat@mail.ru

     С внедрением ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях результатами  подготовки считаются сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные стандартом в соответствии со специальностью. Применять полученные знания, демонстрировать умения,опыт, личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной - вот, что значит быть компетентным[1].

     Специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций. Обращаясь к ППССЗ 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, дисциплина «Теория вероятностей и математическая статистика» должна ориентироваться на формирование общих компетенций ОК 1-10.

     Исходя из специфики дисциплины, выделим из них учебно-познавательные компетенции, для развития которых предоставляется больше возможностей [3]:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

     Проведя анализ учебной, методической, научно-методической литературы, можно сделать вывод, что имеющееся учебное обеспечение дисциплины «Теория вероятностей и математическаястатистика» в целом способствует организации целенаправленной работы по развитию у студентов учебно-познавательной компетентности.

     Решая задачи по теории вероятностей, студенты учатся решать организационно-управленческие задачи, которые касаются вопросов, связанных с использованием математического аппарата в процессе подготовки различных отчетов, принятия рациональных управленческих решений.Полученные вероятности в задачах, моделирующих реальные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, позволяют не только определить пути решения проблем, но и оценить эффективность и качество в последующем.

     Приведем примеры, как «традиционные» задачи по теории вероятностей,способствуют формированию общих компетенций студента.

     Вот одна из стандартных ситуаций, которая может возникнуть в профессиональной деятельности, поскольку встречи с партнерами, клиентами входят в рабочий график делового человека. Допустим, вы договорились встретиться с партнером в определенном месте с 11 до 12 часов и ждете в течение 30 минут. Если партнер к этому времени еще не пришел или уже успел покинуть установленное место, то встреча не состоится [2]. Как быть? Соглашаться на встречу или отказаться, опасаясь зря потратить время? Геометрическое определение вероятности (75% - встреча состоится) поможетоценить риск и сделать правильный выбор. Условия встречи могут быть и другими, составив аналогичную задачу и решив ее, сопоставив все факты, можно не избегать ответственности за принятое вами решение.

     Закупка оборудования - ещё одна стандартная профессиональная задача, условия которой могут быть сформулированы следующим образом: три поставщика поставляют оборудование с известной гарантией качества и в определенной пропорции. Оценить вероятность того, что оборудование не потребует ремонта в гарантийный срок, а если потребует – то вероятнее всего от какого поставщика [2]. Применив формулу Байеса, специалист сможет получить однозначные ответы на вопросы по вычисленным вероятностям, что поможет решить ему очередную профессиональную задачу.

     Следующей логично возникающей задачей может стать определение оптимального количества закупаемых деталей, если известны вероятность брака и наивероятнейшее число доброкачественных деталей[2]. И здесь умение применять стандартные методы и модели к решению вероятностных задач поможет справиться с возникшей проблемой.

     Таким образом, преподаватель может составить сборник профессионально ориентированных задач для студентов технических специальностей, которые были бы им интересны, мотивировали на нахождение ответов на содержащиеся в них вопросы. Практические занятия по теории вероятностей, отрабатывающие умения решать подобные задачи, напрямую способствуют развитию общих компетенций будущих техников-программистов. Преподаватель должен найти способы достижения необходимых образовательных результатов в рамках отдельно взятой дисциплины, формируя не только знания, умения, профессиональные компетенции, но общие компетенции, так необходимые для успешной социализации выпускника.

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
  2. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: уч. для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.573 с.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна