Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Применение технологии педагогических мастерских на уроках литературы

Мурзина Татьяна Михайловна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области 

«Самарский социально-педагогический колледж», Самара

mursina69@mail.ru

     Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Выпускник колледжа должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информации.

     Среди современных образовательных технологий, которые позволяет реализовать вышеперечисленные задачи, можно выделить технологию педагогических мастерских.Педагогические мастерские – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая помимо формирования навыка самостоятельного приобретения знаний, создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности обучающегося, дарит радость сотворчества. Использование технологии педагогических мастерских позволяет формировать навыки самооценки, самоконтроля, осуществлять исследовательскую деятельность при написании сочинений, рефератов, учебно-исследовательских работ.Мастерская является полицентрической технологией. Она включает в себя элементы критического мышления, элементы развивающего обучения: создание проблемной ситуации, атмосферы заинтересованности, желание высказываться; работа со словами, развитие интуиции, ассоциативного мышления, развитие воображения, творческий индивидуальный подход.

     Преподаватель выступает в мастерской в роли консультанта, координатора. Он передает студентам не готовые знания, а лишь организует условия для самостоятельной деятельности обучающихся: создает атмосферу открытости, побуждает обучающихся к осознанной работе, продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, через социализацию, афиширование работ дает возможность проявления самооценки и самокоррекции.Деятельность в мастерской строится на принципах свободы выбора, действий, равенства всех участников, отсутствия оценки, права на ошибку.По целям и способам деятельности выделяются такие типы мастерских:

  1. Педагогическая мастерская построения знаний.

  2. Педагогическая мастерская письма.

  3. Мастерская самопознания.

  4. Мастерская отношений и ценностных ориентаций.

     Педагогическая мастерская включает в себя несколько этапов:

     Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Например, урок, посвященный творчеству А.Блока, я начинаю со стихотворения М.Цветаевой «Имя твое.». У студентов возникают свои ассоциации, связанные с именем А.Блока, которые они записывают, а затем озвучивают. Начать урок по теме «Образ родного дома в творчестве С. Есенина» помогают строки из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Без гнезда»: «Нахохлившись, сидит она(птица) на голой сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?».

     Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с информацией: с текстовым и иллюстративным материалом.

     На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

     Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего продукта. Выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы.

     Социализация – это соотнесение обучающимися или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других обучающихся или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.

     Афиширование – это наглядное представление результатов деятельности.Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, обнародуется и обсуждается.

     Разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.

     Рефлексия – это осознание студентом себя в собственной деятельности, анализ осуществлённой им деятельности, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

     Данную технологию использую на уроках знакомства с личностью писателя и поэта. Обучающиеся, работая коллективно или индивидуально, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте. Незаменима эта технология и при изучении творческой лаборатории писателей и поэтов. В практике моей работы- разработка и проведение мастерских«Путешествие в мир любви» по дневниковым записям М.Пришвина, «Сострадание -движение сердца», «Мы учимся писать эссе» и др.Технология педагогических мастерских в сочетании с современными информационными технологиями помогает существенно повысить эффективность образовательного процесса.Это технология школы нового поколения, она воспитывает и развивает интеллектyальные способности, уверенность в себе, коммуникативные навыки, взаимопонимание, учит познанию себя.

Литература

  1. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские.:М.ЦГЛ, - 2006г.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна