Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Применение метода кластеров при формировании общих и профессиональных компетенций

Колесникова Тамара Гавриловна,

Якимова Елена Борисовна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ГБПОУ

«Самарский машиностроительный колледж», г. Самара

     В настоящее время при обучении нельзя ограничиваться методами, побуждающими обучающихся механически воспроизводить материал урока.

     Современный преподаватель в своей практике стремится использовать такие методы проведения занятий, которые позволяют не только сделать урок более интересным, познавательным, насыщенным необходимыми сведениями и фактами. Перед преподавателем среднего профессионального образования стоит задача способствовать формированию у обучающихся компетенций, предусмотренных образовательными и профессиональными стандартами.

     Очень продуктивной в этом отношении является технология Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

     Разработанная в конце ХХ века в США она нашла отклик в странах Европы, с 1997 года технология Развития критического мышления через чтение и письмо была апробирована   в России.

     Эта технология обучает различным способам систематизации информации, способствует приобретению навыков работы с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, предполагает работу обучающихся в команде и группе. Применение предлагаемых этой технологией способов работы с текстом служит инструментом развития критического мышления у обучающихся.

     Использование технологии РКМЧП на учебных занятиях позволяет успешно формировать у обучающихся такие предусмотренные ФГОС СПО общие компетенции, как:

     ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

     ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

     ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

     ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

     Урок с использованием методик Технологии Развития критического мышления через чтение и письмо делится на три стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

     Первая стадия - это «вызов». Перед преподавателем стоит задача увлечь обучающихся в процесс разрешения проблемной ситуации. На этой стадии актуализируются и обобщаются имеющиеся у обучающихся знания по данной теме или проблеме. На стадии «осмысление» обучающиеся соотносят полученные новые знания с уже имеющимися. На стадии «рефлексия» происходит анализ и обобщение полученной информации.

     Из многих приемов Технологии РКМЧП рассмотрим опыт применения в дидактической практике такого приема графического представления информации как кластер.

     Использование графического представления информации способствует преодолению трудности учения студентов, связанной с возрастающим объемом и сложностью информации. Кластер (в переводе с английского – груда, скопление, гроздь) позволяет в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). В овалах кластеров размещают основополагающие вопросы темы, учебной программы, темы исследовательских работ студентов. Кластеры могут быть очень разветвленными, поэтому всегда нужно выбрать уровень детализации, на котором следует остановиться.

     Этот прием хорошо использовать на каждой из стадий урока.

     На первой стадиидля стимулирования мыслительной деятельности.

     Например, в контрольной работе по предмету «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» перед обучающимся ставится задача проанализировать общие компетенции, которые формируются на занятиях по учебным дисциплинам колледжа и представить результаты анализа в виде кластера. Каждый студент самостоятельно определяет формулировку темы кластера (например, «Общие компетенции по дисциплинам СМК» или «ОК, которые формируются на занятиях по учебным дисциплинам»), продумывает порядок расположения информации в овалах кластера, формулирует ответ на поставленную задачу в виде кластера. Поощряется самостоятельность мышления и деятельности.

     На второй  – для структурирования учебного материала.

     Например, на учебных занятиях «Правовое регулирование труда несовершеннолетних» и «Уголовная ответственность несовершеннолетних» по дисциплине «Право» студенты изучают Трудовой и Уголовный кодекс РФ и графически в виде кластеров представляют информацию из соответствующих разделов кодексов.

     На этапе рефлексии – при подведении итогов того, что обучающиеся изучили.

     Например, на занятии после объяснения нового материала можно предложить студентам в виде кластера изобразить в своей тетради или на отдельном листе то основное, что касается темы обсуждения на уроке. Можно предоставить такую возможность нескольким студентам у доски.

     Особенностью технологии РКМЧП является ее надпредметный характер, т.е. использование приемов на занятиях разных учебных дисциплин студентами разных курсов. Так, методика применения кластера успешно используется не только на занятиях дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, но и на занятиях профессионального цикла.

     Пример работы над курсовым проектом по ПМ02 Организация работ по монтажу, ремонту и наладке систем автоматизации (по отраслям) по дисциплине МДК 02. Теоретические основы организации монтажа, ремонта, наладки систем автоматического управления, средств измерений и мехатронных систем специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств.

     Цель работы – модернизация релейно-контакторной схемы управления технологическим оборудованием или ее небольшой части. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач и подготовку к освоению профессиональных компетенций:

  1. Проведение анализа работы систем автоматического управления
  2. Выполнять работы по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса.
  3. Проводить ремонт технических средств и систем автоматического управления.
  4.  Выполнять работы по наладке систем автоматического управления.

     Применение технологии кластеров позволяет сделать понятными цели и задачи при работе над курсовым проектом, в наглядном виде изобразить перечень решаемых задач, систематизировать и конкретизировать информацию, т.е осветить вопросы, необходимые для раскрытия темы проекта в удобном для восприятии виде. Работа по выполнению курсового проекта начинается с осмысления темы – фактически мозгового штурма, когда выдвигаются идеи, о необходимости рассмотрения тех или иных вопросов. На этом этапе допускается работа в группах. На втором этапе выполняется систематизация и оформление в кластеры определенных задач. Третий этап – это нахождение взаимосвязей между кластерами.

     Таким образом, определяется не только тематика рассматриваемых разделов курсового проекта, но выстраивается последовательность выполнения работ, причем четко и просто прослеживаются взаимосвязи между разделами.

Рис.1 Пример применения технологии кластеров при курсовом проектировании

     Опыт применения в педагогической практике метода кластера как одного из приемов Технологии РКМЧП заслуживает внимания при формировании у обучающихся общих и профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами СПО.

Литература

  1. Панфилова, А. П.Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.И Панфилова . — М. Издательский центр «Академия»,2011
  2. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения/ С.А.Мухина, A.A.Соловьева. — М., Издательский центр «Академия»,2010
  3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя/С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна