Подготовка к участию в конкурсах профессионального мастерства в формате Worldskills в
процессе использования ролевой игры «Педагогический совет»
Ананичева Елена Владимировна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж», г.о. Самара
elena-ananicheva@yandex.ru
Способность к нестандартным трудовым действиям, готовность к переменам, ответственность и самостоятельность в принятии решений и мобильность – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к современному воспитателю детей дошкольного возраста. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. «Стандарты спецификации» определяют знания, понимание и навыки, которые лежат в основе наилучшего международного опыта в профессиональном плане.
По компетенции «Дошкольное воспитание» Стандарты WSR в Самарском социально-педагогическом колледже реализуются через междисциплинарные курсы профессиональных модулей. Разработанная ролевая игра «Педагогический совет» выполняет пропедевтическую функцию, подготавливающую обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства в формате WSR и будущей профессиональной деятельности. Ролевая игра может быть посвящена любой проблеме. Рассмотрим методику проведения на примере МДК «Теория и методика экологического образования».
Цель игры: обобщение и систематизация знаний обучающихся по проблеме экологического образования дошкольников, формирование культуры публичного выступления и ведения профессионального диалога в процессе ролевой игры «Экологический педсовет».
Задачи:
- Развивать умение обучающихся применять полученные знания в модельной ситуации и действовать в рамках определённой роли (методист, эколог, воспитатель, старший воспитатель, заведующий ДОО);
- Развивать умение вести осознанный и аргументированный профессиональный диалог, полемику в ходе дискуссии по теме педсовета;
- Развивать умение отстаивать «своё» мнение аргументированно и убеждённо;
- Развивать рефлексию студентов;
- Формировать в студентах активность и самостоятельность в ходе подготовки и проведения педсовета;
- Развивать творческий потенциал обучающихся.
Методика проведения игры. Игра моделирует реальную ситуацию проведения педагогического совета в ДОО посвященного проблеме экологического воспитания дошкольников.
«Педсовет» проводится после изучения блока тем, по какому – то из разделов. Каждый педсовет посвящён наиболее актуальной, насущной проблеме экологического образования дошкольников на современном этапе. Темами педсовета могут быть:
- Создание развивающей природной среды в ДОО;
- Инновации в области экологического образования дошкольников;
- Современные технологии экологического воспитания дошкольников;
- Интерактивные игры в системе экологического воспитания дошкольников;
- Вариативность парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников;
- Современные исследования в область экологического образования дошкольников;
- Работа с родителями как необходимое условие экологического воспитания дошкольников.
На этапе освоения игры роль ведущего отводится преподавателю, а на завершающем – обучающимся.
Примерная структура проведения педсовета.
Ход педсовета:
Длительность педсовета (90 минут)
- Основной доклад (20 минут).
( теоретический аспект рассматриваемой проблемы ).
- Содокладчики (10 минут).
( методический аспект рассматриваемой проблемы).
- воспитатель младшей группы;
- воспитатель подготовительной группы;
- Обсуждение – полемика – диалог (10-15 минут);
- Демонстрационная часть (25 – 30 минут):
- тренинг;
- игры;
- демонстрация методов и приёмов воспитания и обучения дошкольников через организацию разнообразной деятельности. В демонстрационной части игры может использоваться современное оборудование интерактивная доска, устройство.
- Подведение итогов педсовета. Формулирование выводов. Рефлексия.
Большая роль при проведении ролевой игры отводится подготовке педсовета, которая организуется в рамках самостоятельной работы МДК.
Она включает в себя:
-
Знакомство с правилами игры, с обязанностями специалистов, работающих в ДОО (в дальнейшем напоминание);
-
Определение темы педсовета, осознание её важности, ценности, актуальности;
-
Распределение ролей (по желанию, назначается педагогом);
-
Составление плана педсовета, определение поля деятельности для каждого «специалиста»;
-
Подбор рекомендуемой литературы по проблеме, разработка спектра вопросов для обсуждения;
-
Подготовка необходимых материалов, пособий, оборудования.
Необходимо отметить, что в рамках подготовки педагогического совета активно используются информационно-коммуникационные технологии. Выступающие готовят презентации в соответствии с заданными требованиями, активно используют видеоматериал с практики, демонстрируют умение работать с Интернетом, облачными технологиями.
Таким образом, наблюдается децентрализация функций педагога, что предполагает частичную передачу преподавательских функций обучающимся: планирование, управление учебно-воспитательным процессом, анализ результативности их совместной деятельности. В процессе использования ролевой игры, создаются благоприятные условия для переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации, в реальную профессиональную. Позволяют обучающимся в дальнейшем чувствовать себя увереннее и добиваться высоких результатов на конкурсах профессионального мастерства.