Перспективы развития дистанционной формы обучения посредством использования инновационных образовательных технологий
Шишкина Татьяна Анатольевна,
Шарафутдинова Танзиля Ахтямовна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж», г. Самара
iop63@bk.ru
Современный человек живёт в мире электронной культуры. В этих условиях меняется и роль преподавателя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с обучаемым.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Для нашего колледжа разработка новых технологий важна для того, чтобы можно было наиболее эффективно и экономично развивать образовательный процесс, выверять ориентиры совершенствования. Постоянное осмысление своей деятельности, творческий характер работы, ориентация на свободный интеллектуальный поиск, включение и руководство учебно-профессиональной и исследовательской деятельности студентов. Таковы главные направления деятельности преподавателей колледжа. Основное назначение педагогического воздействия состоит в том, чтобы инициировать заложенную в студенте способность стать активным субъектом.
При отсутствии самостоятельной когнитивной деятельности студентов и невозможности индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого студента преподаватели обогащают содержание образования новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной политики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ, использовании современных образовательных технологий.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Её источниками и составными элементами являются:
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука – педагогическая, психологическая и др.;
- передовой педагогический опыт;
- опыт прошлого, отечественный и зарубежный.
Понятие «образовательная технология» может быть представлено тремя аспектами:
- Научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- Процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- Процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В современных условиях обучение студента необходим переход на гибкие модели организации педагогического процесса. Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект-объективного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.
В практике большое распространение получают игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения. Суть её заключается в гибкой ориентации на подготовку кадров определённого профиля, по предъявленным заказам на основе модулей-комплексов учебных дисциплин и учебных занятий, поддерживающих соответствующую специализацию.
Активное внедрение информационных технологий в процесс обучения приносит свои положительные результаты. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением информационными средствами и информационной продукцией.
Использование информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку и проведение любого образовательного элемента, делает их нетрадиционными, запоминающимися, интересными более динамичными. Использование ЭОР позволяет осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивает многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы, создает условия для продуктивной творческой деятельности обучающегося.
Современные ЭОР способны обеспечить поддержку всех этапов образовательного процесса – получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений.
Следует отметить, что инновационные образовательные модели в профессиональной деятельности на сегодняшний момент не раскрыли заложенных в них возможностей, полное использование которых, несомненно, способно повысить эффективность обучения.
Дистанционное обучение является наиболее эффективной формой, позволяющей реализовать инновационные образовательные технологии.
Дистанционное обучение представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. В основе данной формы обучения ведущим принципом является самообучение студента с использованием образовательных технологий.
По мнению многих психологов, современный обучающийся усваивает 20% той информации, что видит, 50% - из того, что видит и слышит, и 70% из того, что добывает самостоятельно. Поэтому форма дистанционного обучения с точки зрения усвоения материала является самой оптимальной, т.к. осуществляя её, студент реализует новые возможности самообразования.
Данная форма получения образования сочетает в себе традиционные и инновационные способы обучения. Дистанционное обучение основано на новых методах представления данных и учебных материалов в электронном виде (гипертекстовая разметка документов, звук и видео, встроенные в электронный документ, интерактивность при работе с данными) и использовании Internet-технологий для доставки электронных учебных материалов учащимся. И в то же время экзамены по некоторым дисциплинам проходят в традиционной форме диалога студента с преподавателем - тьютором с применением web-камеры.
Обучение происходит постоянно по индивидуальному графику студента, что позволяет постоянно поддерживать и обновлять уровень знаний. Поддержание постоянной связи с преподавателем и другими обучающимися припомощи чатов, форумов, вебинаров и других форм обучения. Система оценки происходит объективно и в назначенный срок, при этом студент имеет возможность сравнения своих результатов с другими. Кроме того, вся необходимая для изучения литература предлагается студенту в виде электронных пособий, что сокращает временные затраты на поиск нужного материала.
Таким образом, дистанционное обучение – это форма получения образования, отвечающая основным педагогическим принципам и стандартам, позволяющая полноценно реализовать инновационные образовательные технологии.
Литература:
- Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии. – Волгоград:Учитель, 2013. – 91с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 225с.