Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Педагогические инновации и образовательный процесс в системе отечественного среднего профессионального образования

Зинаида Алексеевна Демченко,

к.п.н., преподаватель педагогики и психологии

ГБПОУ Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж»

г. Архангельск

 

     Сегодня инновации признаны необходимым условием развития отечественного образования, что находит отражение в Национальной доктрине образования до 2025 г. (2000), Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012), Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы (2011). В федеральных проектах, реализуемых в России начиная с 2005 г. (поддержка лучших образцов отечественного образования, внедрение современных образовательных технологий, повышение уровня воспитательной работы в школах и др.), фактически утверждается обязательность участия педагогических работников в инновационной деятельности. Вводимая в образовании система грантов также предполагает инновационную направленность профессионально-педагогической деятельности.

     Таким образом, в современных условиях педагогическая деятельность неизбежно предполагает инновационную составляющую и требует от специалиста профессиональной мобильности, трактуемой как «интегральное качество субъекта инновационной деятельности» [2].

     Если обратиться к первоисточникам, трактующим понятие «инновация», то можно найти следующее – инновация это в переводе на русский язык с латинского (inovatio) и английского (innovation) есть нововведение. Там же находим то, что нововведение это есть явление культуры, которое не было на предшествующих стадиях её развития, но которое появилось на последующей стадии и получило в ней признание («социализировалось») [3].

     Нововведение как явление профессиональной культуры педагога в образовательном процессе учебного заведения раскрывает его новое сущностное содержание в формате создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, которые естественным путём меняются в ходе развития социокультурных систем и её активных субъектов.

     Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и др. [6].

     Опыт профессионально-педагогической деятельности с учётом теоретических источников указывает на то, что понимание педагогической инновации в современных условиях возникает при взаимодополнении понятий «процесс» и «результат», внося в образовательную среду стабильные элементы или педагогические новшества.

     В теории и практике проектирования профессионально-педагогической деятельности педагогическое новшество как всеобъемлющее понятие заключает в себе содержание предполагаемого изменения в педагогической системе, а нововведение обеспечивает внедрение содержания этого новшества в условиях конкретного объекта, изменение которого и составляет предмет педагогической инновации [5].

     Остановимся подробнее на многовекторности такого понятия как «новшество»: 1) новшество проявляться в проектировании новых форм организации профессионально-педагогической деятельности, в то время как инновация является результатом внедрения этого новшества; 2) новшества это ещё и передовой педагогический опыт, и если он внедряться в практику деятельности образовательной организации, то становиться педагогической инновацией; 3) новшества вполне могут быть конечным продуктом, например: группа преподавателей педагогического колледжа занимается разработкой новой системы оценки качества обучения либо организации учебной практики в условиях новой школы и др.

     По мнению И.П. Подласого, любые педагогические инновации в той или иной степени опираются на теории, подходы и технологии, многократно проверенные педагогической практикой, а из этого следует, что инновации в образовании не могут обладать «абсолютной» новизной. Более того, именно присутствие в инновации некоторой традиционной «базы» обеспечивает преемственность в развитии образования [5].

     Существует такое понятие как инновации в традицию. В этом случае педагогический опыт, возникший в результате инновационной деятельности, не теряется, он лишь утрачивает новизну, но при этом может являться предпосылкой для дальнейшей инновационной деятельности. Таким образом, логично рассматривать жизненный цикл инновации от её зарождения до утраты новизны. Данный процесс продолжает эволюционное совершенствование по спирали на более высоком уровне его развития, исходя из запросов производства и социума.

     Как указывают И. З. Сковородкина и А. С. Герасимов педагогические инновации могут осуществляться как за счёт собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счёт привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий и т.д. (экстенсивный путь развития) [6].

     Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегративные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов [7, с. 93].

     Остановимся на отдельных направлениях инновационной деятельности, которые заняли приоритетное место в общей модели организации образовательной деятельности в средних профессиональных учебных заведениях, в том числе и в Архангельском индустриально-педагогическом колледже согласно Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения:

  • к первому направлению инновационной деятельности нашего учебного заведения в части реализации учебных дисциплин отнесено формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности будущего специалиста – выпускника колледжа;
  • вторым приоритетным направлением инновационной деятельности в Архангельском индустриальном колледже является внесение нововведений в содержание обучения студентов, согласна направлению подготовки к будущей профессиональной деятельности: разработка учебно-методических комплексов с учетом новейших достижений в области отечественного образования, гостиничного сервиса, социальной работы и др.;
  • в качестве третьего направления по внедрению элементов инновационной деятельности педагогами используются разнообразные активные и интерактивные методы и формы обучения студентов, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, а так же на доминирование активности студентов в процессе обучения. Наиболее часто на своих занятиях преподаватели используют такие активные и интерактивные методы обучения, как: проблемные лекции; методы мозгового штурма; коллективная мыслительная деятельность; коллективные творческие проекты; метод-проектов и метод-кейс; мастер-класс и др.

     С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения преподаватель должен выполнять функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов. Уделять должное внимание руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставить перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.

     В колледже студенты, начиная с первого курса, выполняют индивидуальные проекты, курсовые работы, занимаются реферированием. Эта работа выполняется студентами не только в регламенте отведённого учебного времени, и в формате самостоятельной работы под руководством опытных преподавателей, но и в контексте работы различных студенческих студий, кружков, индивидуальных консультаций.

     В 2016-2017 учебном году в колледже начал свою работу студенческий кружок «Школа учебно-исследовательской деятельности студентов». В качестве цели обучения в студенческом кружке «ШУИДС» Архангельского индустриально-педагогического колледжа является создание условий для совершенствования практического опыта, знаний и умений, обучающихся в предметных областях обязательной и дополнительной учебной деятельности [1].

     Среди ряда задач, решаемых в совместном взаимодействии студентов и преподавателей, руководителя инновационной педагогической модели решаются следующие:

  • развитие навыков учебно-исследовательской работы, переходящих в навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, умений самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • формирование у студентов умений самостоятельной работы с научной, учебной и методической литературой;
  • обучение студентов методике обработки полученных данных и анализу результатов исследования;
  • обучение составлению и оформлению результатов учебно-исследовательских работ в форме докладов, статей, рефератов, курсовых работ (проектов) и выпускных квалификационных работ;
  • рассмотрение и создание условий для обеспечения реализации основных форм учебно-исследовательской работы (научно-методической деятельности), презентации продуктов творческой работы студентов (научно-практические студенческие конференции, конкурсы учебно-исследовательских работ студентов [1].

     Содержание работы студенческого кружка находит свое отражение в образовательной программе его деятельности, разрабатываемой на каждый учебный год.     Содержание работы студенческого кружка «ШУИДС» может видоизменяться, расширяться, уточняться в зависимости от изменяющихся условий.

     Образовательная программа школы учебно-исследовательской деятельности студентов является инструментарием развития исследовательского стиля мышления обучающихся, средовым фактором формирования различных сфер деятельности личности и определённого способа подходов к решению ими познавательных и других задач.

     Организуя образовательную деятельность студентов в рамках «Школы учебно-исследовательской деятельности студентов», мы даём себе отчёт в том, что это не просто будущие специалисты – выпускники колледжа, это будущие педагоги.

     Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества:

  • особенности саморазвития и самоопределения творческих способностей; правильное проявление коммуникативного взаимодействия и межличностного общения; дидактические способности;
  • высокий уровень познавательной активности. Будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности, иметь высокий уровень индивидуальной, социальной и академической мобильности.

     Инновационная деятельность педагога не возможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.

     Для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня своей компетенции, преподаватели и студенты – будущие специалисты нового поколения принимают самое активное участие в конференциях, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, вебинариях, размещают свои материалы в сети Интернет, формируют партфолио будущего специалиста.

     В теории и методике профессионально-педагогической деятельности выделены следующие педагогические инновации: педагогические идеи; средства, используемые для активизации познавательной деятельности обучающихся; формы и методы активизации познавательной деятельности студентов; педагогические технологии и педагогические модели; различные образовательные программы, в том числе и индивидуальной работы с обучающимися.

     Обращает на себя один из разделов учебника, который доступен в АИПК «Общая и профессиональная педагогика» [7, с. 94] – это «Классификация педагогических технологий», позволяющая преподавателю определиться с видами педагогических технологий.

Таблица – Классификация педагогических инноваций

 

Критерии

Виды педагогических инноваций

1

2

Виды  деятельности

Педагогические (обеспечение педагогического процесса); управленческие (обеспечение управления образовательными учреждениями и организациями)

Срок действия

Кратковременные; долгосрочные

Характер изменений

Радикальные (принципиально новые идеи и подходы); комбинированные (новые сочетания известных элементов); модифицированные (усовершенствования и дополнения существующих образцов и форм)

продолжение табл. 1

1

2

Масштаб изменений

Локальные (изменения отдельных участков или компонентов); модульные (группы локальных инноваций); системные (полная реконструкция системы)

Масштаб использования

Единовременные (разовые); диффузные (повторяющиеся)

Источники возникновения

Внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (внутри образовательной системы)

Методы

Авторитарные; либеральные; административные; имитационные

     

     Хотелось бы данную работу закончить словами академика А.М. Новикова «Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления педагога как носителя готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства её самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т.д.» [4 ,ст. 50].

     Список источников

  1. Демченко З.А. Теория и практика организации учебно-исследовательской деятельности студентов // Региональная заочно-практическая конференция «Реализация ФГОС СПО: психолого-педагогические и организационно-методические проблемы сопровождения (с 12 сентября по 25 октября 2016 г.). Архангельский обл. институт открытого образования):[Электронный ресурс]: Режим доступа. - http://ippk.arkh-edu.ru/kpo/materials.php (время обращения 11.02.17).
  2. Зеер Э. Ф., Морозова С. А. Сыманюк Э. Э. Профессиональная мобильность – интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. 2011. №5. С. 90-97.
  3. Новейший философский словарь: [Электронный ресурс]: Режим доступа - //dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy (время обращения 09.02.17).
  4. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е, дополненное. - М.: Издательство «Эгвес», 2011. – 152 с.
  5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
  6. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
  7. Сковородкина И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553 с.

Оставить комментарий




Комментарий

Демченко З. А.
     20.02.2017
   Благодарю за столь оперативную работу, но хотелось бы как то увидеть статьи и других участников конференции. Это надо для изучения чужого опыта. Заранее благодарю Демченко Зинаида Алексеевна, к.п.н., преподаватель педагогики и психологии АИПК, Архангельск
Оргкомитет
     20.02.2017
   Зинаида Алексеевна, все материалы конференции можно посмотреть здесь http://konfsamsspc.ru/job.php
  • 1

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна