Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

От конкурсов педагогического мастерства к чемпионатам WorldSkills

Алмазова Татьяна Владимировна, к.п.н.

преподаватель

ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж»

г. Ростов-на-Дону

 

     В последние десятилетия в мире произошли глобальные трансформации, социально-экономические изменения, стремительный скачок информационно-технологического развития. Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Все это не могло не отразиться на сфере образования, которая по своей сути объективно должна быть опережающей. В связи с этим значительно углубляется и расширяется содержание понятия педагогическое мастерство.

    Одним из эффективных способов совершенствования педагогического мастерства стали профессиональные конкурсы. В настоящее время большую популярность приобрели конкурсы профессионального педагогического мастерства среди студентов, молодых и уже состоявшихся педагогов. На смену устоявшихся, традиционных педагогических конкурсов с четко выстроенными заданиями, основанными на основных дидактических принципах и принципах воспитания, пришли конкурсы нового формата.

     Слово «конкурс» трактуется в большинстве источников как соревнование в какой-либо сфере деятельности с целью выявлении победителя. А любое соревнование предполагает конкуренцию – соперничество по поводу какого-либо ресурса, объекта цели, человека и т.д., что очень созвучно с требованиями современного общества.

     Педагогические конкурсы зародились в России в 20-х годах XX века. Изначально мотивом участия учителя в конкурсе было его стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. К критериям профессионального признания учителя относились: интеллигентность, высокий уровень образованности, профессиональная компетентность, высокая гражданственность. Критерии, предъявляемые в тот период к победителю конкурса, определяли роль учителя в обществе, мобилизовывали его на борьбу за построение социалистической школы, на повышение уровня знаний, на участие в культурно-просветительской и хозяйственной жизни страны [ 5 ].

     Первые в истории отечественного образования конкурсы проводились средствами массовой информации совместно с органами народного образования. Например,  в 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом, Главполитпросветом, крупными издательствами, выделившими специальные премии победителям, организовала Всероссийский конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим нужно считать учителя, «если он сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, благоустроить её; если он научил детей любить школу; если учитель связал школу с производством и принимает активное участие в общественной жизни; если он борется с религиозными предрассудками; если учитель помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» от 08 июля 1923 г. № 65). Конкурс проводился по корреспонденциям, поступившим из разных уголков страны от сотрудников газет и от населения. Более двух месяцев «Правда», губернские и уездные газеты печатали статьи об учителях [ 5 ].

     Жюри конкурса отметило 27 учителей. Их фамилии были занесены на «красную доску», 21 из них получил материальное поощрение. Все участники конкурса имели хорошее образование, отмечались высоким уровнем педагогического мастерства, глубоким уважением к личности воспитанников, постоянным поиском путей улучшения школьного дела.

     Конкурс показал, что рядовые учителя проводят большую работу по строительству новой школы, тесно связанной с жизнью. Жюри отметило, что «конкурс извлёк из глуши на свет божий большие достижения отдельных героев просвещения, которые без него, вероятно, ещё очень долго оставались бы под спудом» («Правда» от 8 июля 1923 г., № 65) [ 5 ].

     В 30-е годы в стране развиваются новые формы педагогического соревнования (смотры методической работы, издание на конкурсной основе монографий об опыте работы лучших школ и учителей и т. д.). Цель этих акций – повышение качества работы с учителями и, как следствие, повышение их профессионального уровня.

     В 1934 году Наркомпросом был объявлен конкурс на лучшую школу СССР. Победителем была признана московская школа №25, созданная на базе частной гимназии Креймана. Педагогический коллектив школы большое внимание уделял развитию органов самоуправления, творчества учащихся, в школе успешно работали мастерские, осуществлялось политическое образование. С целью изучения опыта только в 1934/35 учебном году школу посетили 5 тысяч учителей [2].

     Следует подчеркнуть, что формат и содержание педагогических конкурсов этого исторического этапа был задан идеологией образования советского периода, а именно, формированием идейных убеждений, основанных на основных структурных элементах советской идеологии – труде и коллективизме.

     В 40-е-50-е году инициативу в проведении конкурсов педагогического мастерства перехватили США. В 1944 году состоялся первый конкурс мастерства «Национальный учитель года США». Лучшего учителя страны в Америке определял Национальный комитет, включающий представителей крупнейших образовательных организаций. Комитет тщательно изучал письменные рекомендации и характеристики участников конкурса, отбирал четырех финалистов. Их приглашали в Вашингтон. После личных бесед с членами комитета определялся Национальный учитель года. Жюри руководствовалось следующими показателями: преданность своему делу, обладание высокими профессиональными навыками, умение вдохновлять любого ученика, высокая оценка и уважение педагога со стороны класса, родителей, коллег, высокоразвитые коммуникативные и ораторские способности. В течение года Национальный учитель ездил по стране и за рубеж. Он выступал перед учителями, повышал имидж педагогической профессии [5].

     Уже первые американские профессиональные конкурсы носили признаки самоутверждения, индивидуализации достижений педагогов (в противовес советским, ориентированным на представление в лице одного педагога опыта всего педагогического коллектива). Причиной этого была совершенно другая образовательная идеология, основанная на ценностях капиталистического общества- индивидуализме, конкуренции и эффективности.

     Возможно, что, когда в 1989 году «Учительская газета» выступила с идеей проведения конкурса «Учитель года СССР», на фоне становления рыночной экономики, нового социально-экономического строя в нашей стране, педагогическое состязание, по аналогии с конкурсом «Национальный учитель года США», также было ориентировано на демонстрацию личных достижений участников. Тогда инициатива получила одобрение Президента СССР М.С. Горбачёва и рабочая группа приступила к разработке модели конкурса и ее реализации.

     После распада СССР конкурс получил статус Всероссийского и название «Учитель года России», сохранив при этом символ Всесоюзного конкурса и главный приз – «Хрустальный пеликан».

     В целом модель конкурса сохраняла первоначальный вариант, его основные этапы, изменяя в каждой фазе своего развития процедурные элементы, исключая или добавляя отдельные составляющие конкурсных состязаний.

     За 26 лет только в финале Конкурса приняло участие примерно 1800 педагогов из 77 субъектов Российской Федерации.

     Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие педагога. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

     Конкуренцию в педагогической среде пробуждает и большое количество конкурсов педагогического мастерства – «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Директор России», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», огромное количество дистанционных педагогических интернет-конкурсов различных уровней с различными приоритетами направленности конкурсных состязаний.

     Педагоги борются не только за звание «лучшего», но и за реальные материальные блага в виде конкретных призов, премий, прибавок к заработной плате, и за «дивиденды» в виде общественного признания в профессиональной среде.

     Вершиной такой борьбы на сегодняшний день становится конкурс профессионального мастерства в новом формате, формате WorldSkills, победитель которого получает ценные призы (в зависимости от уровня чемпионата, довольно солидные), а также приобретает право представления своей профессии на мировом уровне.

     WorldSkills– это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [1]. Россия в 2012 году вступила в это международное движение и стала его 60 членом. Хотя первоначально данный конкурс проводился для рабочих специальностей, постепенно спектр компетенций расширялся и на сегодняшний день составляет более 50.

     С 2015 года в перечень компетенций WorldSkillsRussia вошли и педагогические профессии, что дало мощный толчок к развитию соревновательности среди молодых педагогов. Основной задачей конкурса является стимулирование личностно-профессионального роста и профессионально-творческой активности представителей педагогических специальностей. А формат конкурса позволяет оценить степень сформированности профессиональных компетенций через выполнение практико-ориентированных конкурсных заданий.

     Большим недостатком является высокая стоимость организации, проведения и  участия в таком конкурсе, что крайне обременительно именно для образовательных организаций, которые не могут обеспечить участие конкурсантов без помощи спонсоров. Для образовательных организаций педагогического профиля в виду отсутствия спонсоров, состоятельных работодателей – разорительно.  Но, таковы реалии и требования движения WorldSkills, которое на сегодняшний день является коммерциализированным результатом эволюции конкурсов профессионального мастерства.

     Проведенный социальный, исторический, педагогический анализ развития конкурсов педагогического мастерства  в России позволяет сделать следующие выводы.

     Возникшие в начале XX в. конкурсы профессионального педагогического мастерства в ходе своего развития претерпевали определенные изменения, которые касались содержания и формы профессионального совершенствования и отражали специфику конкретного этапа эволюции образования. На сегодняшний день – такие конкурсы являются неотъемлемой чертой образовательного пространства в целом, эффективным мотивирующим моментом для развития профессиональных компетенций педагогов, их творческого потенциала, способствуют развитию активной жизненной позиции педагога, его коммуникативных способностей, стремлению к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации. Но, вместе с этим, конкурсы не должны становиться самоцелью для педагога, настоящей «победой» для него должны оставаться развитие и достижения его учеников.

     Современные конкурсы в целом сохранили специфику проведения непосредственно педагогических конкурсов педагогического мастерства, но обогатились современными формами трактовки конкурсных заданий (мастер-классы, открытые дискуссии, педагогические проекты, собственные интернет-сайты и блоги и др.), а также характеризуются активным обязательным использованием ИКТ-технологий.

    Несмотря на содержательное различие, любой конкурс профессионального мастерства способствует внедрению новых педагогических технологий в систему образования, а это, в свою очередь, способствует развитию образования в целом.

 

Список использованной литературы:

  1. WorldSkillsRussia.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldskills.ru
  2. Дубровская В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университете. - 2007. - № 7(70). Серия: Педагогика, С. 35-39.
  3. Пахомова Е.М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Москва,  2003. – 208 с.
  4. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08: Екатеринбург, 2008.- 221 с.
  5. Учитель года России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.teacher-of-russia.ru

 

Оставить комментарий




Комментарий

Ананичева Е.В.
     15.02.2017
   Уважаемая Татьяна Владимировна. Совершенно согласны с Вами, что высокая стоимость организации, проведения и участия в конкурсе очень обременительна для образовательных организаций. Наш "Самарский социально-педагогический колледж" с 2014 года участвует в движении WorldSkills по компетенции "Дошкольное воспитание", а с 2015 г. - "Преподавание в начальных классах". А Ваш колледж участвует в конкурсе? По какой компетенции? Есть ли достижения?
  • 1

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна