Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Особенности отбора участников чемпионатов «Молодые профессионалы» (по стандартам WSR)

по компетенции «Преподаватель младших классов»

Ненашева Марина Михайловна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Самарский социально-педагогический колледж», г. Самара

nenascheva.m@yandex.ru

    Современное профессиональное образование должно идти в ногу со временем. А время расставляет свои приоритеты. Государство нуждается в квалифицированных специалистах, мотивированных на профессиональный рост, понимающих собственную значимость на рынке труда. Эта идея транслируется в качестве основного постулата, миссии, международного некоммерческого движенияWorldSkills, целью которого является«развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха»[3].

    Участие педагогических специальностей в этом движении на настоящий момент факт свершившийся, обусловленный объективными обстоятельствами и вполне закономерный. Компетенция «Преподаватель начальных классов» собирает около своей площадки большое количество зрителей, многие из которых по-новому видят профессию учителя, замечают в ней не привычные догматические правила, а использование инновационных технологий обучения. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров на базе специализированных центров компетенций, оценкой квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций с применением стандартов компетенций WorldSkills.

    Как же организовать работу по подготовке к этому профессиональному конкурсу? Какими качествами должен обладать участник?

    Остановимся на фактах. Компетенция «Преподаватель младших классов» соревнуется по семи конкурсным заданиям, большая часть из которых предполагает, что участник подготавливает названный ему вариант в течение полутора часов и за короткий промежуток времени демонстрирует его жюри. Чемпионат длится обычно три-четыре дня, и на протяжении всего этого периода участник не может быть предоставлен самому себе. Он живёт по Регламенту чемпионата, подчиняясь лишь SMP-плану (программе работы площадки).Таким образом, участник должен: 1) продемонстрировать умение сконцентрироваться за короткий промежуток времени; 2) показать набор знаний по изученным в образовательном учреждении дисциплинам; 3) эмоционально и физически выдержать жёсткий соревновательный прессинг, как со стороны других участников, так и со стороны зрителей; 4) уметь презентовать себя.

    Становится понятным, что не все студенты СПО могут участвовать в этом конкурсе. И дело здесь не только в возрастном цензе, установленном для чемпионатов WorldSkills. А он ограничивает участие молодых людей моложе 16 и старше 22 лет. В первую очередь, необходим психологический отбор. Студент должен быть чётко мотивирован на подобное участие. Во-вторых, участник должен обладать уровнем знаний «выше среднего». Очень трудно продемонстрировать что-то в экстремальных условиях, если никогда этого не делал в обычных. В-третьих, соревнующийся должен обладать грамотной, выразительной речью. В рамках подготовки к подобным мероприятиям нужно будет решить массу проблем, поэтому заниматься устранением такого «глобального» недостатка нецелесообразно. И, наконец, в-четвёртых, участник должен иметь приятную внешность. Может показаться, что это дискриминационное требование, но если представить, что на этого человека будут смотреть сотни зрителей, для которых он будет ассоциироваться с «лицом профессии», то этот критерий уже не кажется таким неоднозначным.

    Участник, выступающий на чемпионатах «Молодые профессионалы», прежде всего, должен демонстрировать навыки профессионального превосходства. Поиск единственного определения понятия «превосходство» затруднён в силу социальных и культурных предпосылок. Мы под «профессиональным превосходством» будем понимать определённые отличия, тесно связанные с репутацией профессионала, включающие согласованный перечень критериев, которые характеризуют ожидаемый уровень производительности и достижений[2].Исследователь и специалист по вопросам качества Ли Харвейвыделяет шестьуниверсальных показателей профессионального превосходства:

  • желание достичь цели;
  • восприимчивость к этике в общении и поведении;
  • умение быстро восстанавливаться после работы;
  • высокая мотивация на обучение;
  • врождённый талант, склонность к профессии;
  • саморегуляция[2].

    Чем выше будет оценка участника по каждому критерию, тем больших успехов он достигнет. Но и нельзя забывать о том, что участие в подобных чемпионатах – это спорт. Мало владеть профессией, надо ещё владеть собой  и показать максимум в определённое время, невзирая ни на что. Вышел на дистанцию- надо бежать! Все эксперты, поработавшие на европейских и мировых чемпионатах, в один голос говорят о том, что российские участники не уступают по уровню теоретической подготовки, но терпят поражение в скоростных характеристиках своих выступлений, организации своего труда.

    По Регламенту чемпионатов WorldSkillsот одной организации (образовательного учреждения) может участвовать только один соревнующийся. Поэтому перед тренерами стоит важная задача: как выбрать самого достойного?

    Внутри каждой образовательной организации проходят отборочные чемпионаты. Целесообразно использовать в них весь спектр конкурсных заданий последнего Национального чемпионата, для того, чтобы видеть,как будет выступать  каждый из состязующихся, насколько он сможет раскрыть свой потенциал. Здесь действует принцип: чем больше выбор, тем более высока вероятность найти «того единственного» участника, качества которого для нас будут наиболее подходящими.

    Итак, WorldSkills действительно даёт возможности:

  • учащимся – изучать современные технологии  и лучшие практики, участвовать в региональных, окружных и национальных чемпионатах, получать от работодателей предложения о трудоустройстве;
  • экспертам - осваивать новые методы обучения и технологии, участвовать в формировании стандартов профессий;
  • учебным заведениям – обновления материальной базы.

    Участие в чемпионатах «Молодые профессионалы» (в формате WorldSkills) позволяет эти возможности реализовать.

Литература

  1. Мотова, Г.Н. Экспертиза качества образования: европейский подход. / Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов. – М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. – 100 с.
  2. Harvey, L. The Power of Accreditation: views of academics. – Centre for Research andEvaluation, Sheffield Hallam University, 2011.
  3. http://worldskills.ru/home/missiya/

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна