Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Новые образовательные технологии формирования общих компетенций на уроках истории

Феоктистова Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Самарский машиностроительный колледж»

feoktistowa.natalya@yandex.ru

     Россия сегодня находится в сложной политической и экономической международной ситуации. Наша страна сегодня особо нуждается в высококвалифицированных специалистах, гражданах, осознающий свой долг перед народом, стремящихся к профессиональной и социальной реализации именно в России. Эти качества отражают общие компетенции специалиста, которые в полной мере могут быть сформированы на уроках истории. Изучение истории способствует формированию и развитию чёткой гражданской позиции, патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, а также ориентировано на развитие разнообразных коммуникационных навыков будущих специалистов. Именно эти цели являются основой содержания истории в реализации программы подготовки специалистов среднего звена. Данные цели достигаются в процессе формирования и развития общих кмпетенций.

     Наиболее эффективные технологии формирования различных общих компетенций – технологии проблемного обучения, групповой поисково-творческой деятельности, перспективно-опережающего обучения, технология дебатов, а также информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Данные технологии предполагают активные и интерактивные формы и методы, которые являются определяющим фактором в формировании и развитии общих компетенций.

     Решая конкретные задачи на уроке истории, целесообразно сочетать методы и приёмы различных технологий, что само по себе направлено на формирование целого комплекса общих компетенций.

     Одной из основополагающих общих компетенций является понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии (ОК1). В рамках истории  данная компетенция формируется через призму понимания социальной значимости профессии для страны. Поэтому, например, на специальностях технического профиля особое внимание следует уделить темам социально-экономического развития России, развития технологий и научно-технического прогресса. Формирование знаний и когнитивных умений по данным темам должно ориентировать студентов на понимание социальной значимости  определённых профессий для технологического прогресса в мире и России. В данном случае актуальна технология проблемного обучения и её самый распространённый метод – проблемная лекция, способствующая развитию коммуникационных навыков студента и ориентирующая его на формирование собственной оценки изучаемого явления.

     Эффективное формирование сразу нескольких общих компетенций (ОК2,  ОК3, ОК4, ОК5) осуществляется в рамках технологииперспективно-опережающего обучения. Самые популярные формы – докладыи презентации, в процессе подготовки которых студент учится самостоятельноосуществлять поиск информации с помощью ИКТ, систематизировать подобранный материал. Этот вид учебной деятельности вырабатывает навыки научно-исследовательской работы и представления своей позиции непосредственно на уроке, что требует от студента умений организовывать собственную деятельность, выбирать методы решения задач, ориентироваться в привычной (на уроке) и нестандартной ситуации (например, выступление на конференции или семинаре), что и составляет сущность вышеназванных общих компетенций.

     Особенно актуальны именно на уроках истории интерактивные формы и методы технологии дебатов.Опыт  проведения уроков в форме конференций, круглых столов, семинаров показывает их более высокую результативность. На подобных уроках студенты не только знакомятся с различными точками зрения на историческую проблему, но и учатся вести диалог, грамотно и корректно оппонировать, формируют гражданскую позицию и развивают коммуникационные качества личности. В целом технология дебатов помогает студентамприобрести опыт публичных выступлений, ведения диалога, проявления инициативы и принятия решений. Данная технология наиболее эффективна для решения определённых воспитательных задач на уроке. Таким образом, различные формы и методы технологии дебатов реализуют на уроке целый комплекс общих компетенций – ОК2, ОК3, ОК6, ОК7.

     Значительное место в организации учебного процесса  на уроках истории занимает технология групповой поисковой (творческой) деятельности. Наиболее часто применимые методы данной технологии – мозговой штурм, анализ исторической ситуации.В реальной учебной деятельностиэта технологиягармонично сочетается  с технологией проблемного обучения. Формируемые микрогруппы получают творческое задание – анализ конкретной ситуации или личности. В процессе выполнения творческого задания студенты учатся формулировать исторические оценки, высказывать обоснованные мнения, аргументированно и корректно оппонировать.Опыт организации уроков на основе творческой деятельности микрогрупп свидетельствует о том, что совместная деятельность студентов на уроке и коллективное решение учебных задач значительно повышает мотивацию студентов изучения конкретных тем и формирует устойчивый интерес к предмету в целом.Таким образом, технология групповой поисковой (творческой) деятельности мотивирует студентов к творчеству, аналитическому мышлению, активизации памяти и логики, развивает коммуникативные умения и навыки ведения диалога. Сочетание методов технологии групповой поисковой (творческой) деятельности и проблемного обучения эффективно при формировании ряда общих компетенций (ОК2, ОК3,ОК4, ОК5, ОК6, ОК7).

     Методы и формы упомянутых технологий являются основой профессиональной деятельности и, так или иначе, применяются на каждом занятии.

     При организации современного урока по истории трудно обойтись без ИКТ. Сегодня каждый урок истории снабжён презентацией  Microsoft PowerPoint, комплектом иллюстраций, видеофрагментов, анимированных исторических карт. Современные средства ИКТ являются основой дистанционного обучения, помогают преподавателю сделать урок более интересным и многообразным с точки зрения содержания учебного материала и форм его предоставления. ИКТ в некоторых случаях (особенно при организации нетрадиционных уроков) повышают эффективность и результативность интерактивных форм и методов обучения. Но какие бы разнообразные средства ИКТ не были (презентации, сайты преподавателя, Веб-квесты, лента времени), они всё же остаются всего лишь техническими средствами обучения.

     Таким образом, практика применения методов и форм технологии проблемного обучения, групповой поисково-творческой деятельности, перспективно-опережающего обучения, технология дебатов в сочетании с ИКТ показывает  высокую эффективность процесса обучения и достижение целей формирования общих компетенций будущего профессионала.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна