Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Межпредметная интеграция с применением информационно-коммуникативных  технологий в проектно-исследовательской деятельности студентов

Арефьева Анна Сергеевна

ГБПОУ  «Самарский техникум кулинарного искусства», г. Самара

arana7@mail.ru

     Современная система профессионального образования в России претерпевает прогрессивные изменения. Студентам представляются глобальные возможности самостоятельно размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на факты, законы, наблюдения, основанные на собственном опыте и знаниях предыдущих поколений. Это стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирует у студентов критическое и творческое мышление, умение работать с информацией [4].

     Способность решать определенные значимые проблемы и оформлять результаты своей деятельности в виде некоего конечного продукта на сегодняшний день является очень важной и актуальной в процессах обучения и воспитания, так как жизнь в современном обществе сложна и многогранна, и студент должен быть хорошо подготовлен к различным ее моментам. Из разнообразия инновационных направлений большую помощь в этом оказывают проектно-исследовательские технологии, особенно если проектная работа ведется в условиях межпредметной интеграции с использованием возможностей информационно-коммуникативных технологий.

     Применительно к курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами [5]: связь проектов с учебными темами (на уроке), а также использование проектной деятельности во внеурочной работе (во внеаудиторной деятельности). В практике своей работы я использую оба подхода.

     Известно, что в мире насчитывается большой процент людей, имеющих избыточный вес. Россия занимает 4 место в мире по количеству толстяков, в чём причина избыточного веса? Как влияет сладкое на фигуру, на настроение? Эти отнюдь не праздные вопросы стали проблемой проекта «Сладкая жизнь», реализованного на уроке химии студентами 1 курса специальности «Технология продукции общественного питания». По типу проект можно отнести к информационно-иследовательским, межпредметным. По времени работы – краткосрочным, разрабатывался он студентами одной группы. Учебная цель: расширить знания студентов об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ в организме, о сбалансированном питании. Немаловажно при этом уделить внимание решению таких задач как формирование информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций, направленность на будущую профессию.

     Студентам на первом уроке было предложено выбрать ролевую функцию для работы в группах: биологов, химиков, диетологов, психологов, социологов, филологов и Web-дизайнеров (численностью 3 – 4 человека). После того, как были определены задачи каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей из журналов или газет, заранее приготовленных мною к уроку.

     Второй урок был проведен в кабинете информатики. Благодаря одновременному выходу в Интернет ребята имели возможность отобрать нужную информацию для решения задач своих ролевых групп. Так были найдены интересные цифры и иллюстрации, таблицы по диетологии, рецепты низкокалорийных блюд. В результате каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций. Все материалы в электронном виде были собраны на один компьютер и группа Web-дизайнеров, сформировала общую презентацию. Презентация содержала информацию: на первой странице – общая информация о проекте, о своей работе. Вторая – материалы, подготовленные химиками, рассказ об углеводах и других сладких веществах, студенты привели химические формулы и уравнения. Особый интерес вызвала информация о сладких веществах, которые используются как заменители сахара. Третья страница – группа биологов рассказала о вкусовом рецепторе, о том, как зоны языка воспринимают сладкий вкус. Интересной им показалась информация о профессии дегустатора. Диетологи – четвёртая страница – связали информацию о превращении углеводов в нашем организме с основами правильного питания. Таблицы о калорийности некоторых продуктов питания, рецепты низкокалорийных сладостей дополнили их интересный рассказ. Ответ на вопрос, поставленный в названии проекта, - «Влияет ли сладкое на характер?» - пытались найти студенты из группы психологов. Почему во время депрессии люди часто употребляют шоколад и другие сладости? Что такое эндорфины? Ответы на эти вопросы и многое другое можно найти на пятой странице презентации. Социологи подготовили блок вопросов и провели блиц-опрос своих однокурсников и некоторых преподавателей. Группа филологов подошла к проблеме с двух сторон. Во-первых, они сделали подборку пословиц и поговорок по «сладкой» теме. Во-вторых, вспомнили названия песен, в которых упоминаются сладости («Горький мёд», «Мой мармеладный») и нашли их фонограммы, которые можно прослушать, открыв соответствующую гиперссылку на этой странице.  Все страницы презентации мы дополнили фотографиями, сделанными в процессе работы над проектом. Таким образом, проект стал информационным носителем и удобной формой презентации результатов.

     Ценность такого опыта применения деятельностного подхода в изучении учебной темы состоит в том, что мною организована работа по формированию ключевых компетенций: предметных (усвоение темы); общеучебных (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации), информационно-технологических (использование Интернета и ПК), коммуникативных.

     Как правило, наиболее интересными являются практико-ориентированные долгосрочные проекты, выполненные отдельными студентами или в паре. Такую работу выбирают ребята, хорошо ориентирующиеся в учебном материале. Важно отметить, возникающую возможность индивидуализации образовательной траектории [2]. Работая над проектом, студент может освоить дополнительный материал, соответствующий его индивидуальным склонностям. Это, безусловно, положительно влияет на мотивацию и приносит удовлетворение от результатов, полученных собственным трудом. При организации и проведении таких проектов мною используется множество дидактических методов – обучение в деле, мозговой штурм, эвристический и проблемный подходы [5].

     Студентам не чужды проблемы местного значения, связанные с краеведением и экологией родного края. Проекты «Использование лишайников для биоиндикации загрязнений атмосферного воздуха г. Самары», «Определение качества меда», «Анализ безалкогольных напитков г. Самары на содержание опасных пищевых добавок» - это именно такие проекты. Они позволили соединить воедино и обобщить знания, полученные студентами за весь учебный год по химии, биологии, экологии, микробиологии, санитарии и гигиене в пищевом производстве, включить краеведческий аспект. Цели проектов были интересны и актуальны одновременно: изучить экологические проблемы, выявить лишайники-индикаторы местного региона, изучить темпы их роста в зависимости от степени загрязненности атмосферного воздуха. Студенты собрали и оформили коллекцию эпифитных лишайников. Исследовали целесообразность использования пищевых добавок, гигиенические аспекты загрязнения продуктов питания. Эти знания можно с успехом применять в будущей самостоятельной жизни.

     Проекты «Определение качества мороженного», «Исследование молока» предполагали сравнение состава мороженного и натурального коровьего молока, молочных напитков различных торговых марок. Для отработки приемов расчетов при подготовке проектов показал эффективность электронный образовательный ресурс «Химия для профессий и специальностей технического профиля» [1]. Кроме того, данное электронное приложение позволило, используя коллекцию ссылок на образовательные ресурсы по химии, научно-справочный раздел «Химическая энциклопедия» и «Словарь» в короткое время подготовить форму представления проекта – оригинальную презентацию.

     При работе над проектом «Инновационная кулинария – обыкновенное чудо современной науки» удалось четко показать взаимосвязь фундаментальной химической науки и современных инновационных технологий приготовления кулинарных блюд. Существенным моментом при организации стало грамотное и правильное дозированное использование IT – технологий [2]: студент использовал данные, полученные из различных источников сети Интернет, сам обрабатывал на компьютере итоговую информацию, представлял ее в виде слайдов презентации, коллекции слайд-шоу приготовленного им десерта. Полученные данные впоследствии использовались мною для демонстрации при проведении учебных занятий по химии. За этот проект мы получили третье место на студенческой региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современных наук».

     Таким образом, как показывает практика, научно-исследовательская и проектная деятельность в условиях межпредметной интеграции с использованием возможностей информационно-коммуникативных технологий реально способствует формированию нового типа студента, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

     Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, есть трудности: работа над проектами объемная и кропотливая. Возникает опасность перегрузки студентов. Однако, ни в коем случае нельзя «давить» на студента, стоит строить отношения сотрудничества. Самым сложным является выполнение мною роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ребята «идут не туда».

     Все же, несмотря на трудности, есть над чем работать в перспективе, выстраивать бесконфликтную педагогику, вместе со студентами вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращать образовательный процесс в результативную созидательную работу.

Литература

  1. Апухтина Н.В. Методические рекомендации по использованию электронного приложения «Химия для профессий и специальностей технического профиля» в учебном процессе – М., «Академия», 2013 г – 37 с.
  2. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Федеральный институт развития образования. М., 2010 г.
  3. Вендрова О.Н., Щербаков С.Г. Информационная образовательная среда современного учебного заведения. Инновации в профессиональном образовании – сайт издательского центра «Академия» www. academia-moscow.ru
  4. Наука и образование в современном мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2013 г. В 4 частях. Часть III. Мин-во обр. и науки – М., «АР-Консалт», 2013 г – 148 с.
  5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности по химии. – Волгоград, «Корифей», 2010 г – 111 с.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна