Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Мастерские по развитию продуктивных видов речевой деятельности с применением творческих заданийна уроках английского языка в колледже

Протасова Екатерина Александровна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области 

«Самарский социально-педагогический колледж», Самара

e.a.protasova@mail.ru

     В условиях международного взаимодействия у обучающихся всё чаще возникает необходимость не только читать и переводить тексты профессиональной направленности со словарём, но уметь общаться устно и письменно на иностранном языке на повседневные и профессиональные темы, что отражено в требованиях ФГОС, и чаще всего вызывает затруднения у обучающихся. Мастерские с применением творческих заданий на уроках английского языка могут облегчить обучение продуктивным видам речевой деятельности – говорению и письменной речи.

     Мастерские проводятся в завершение изучения темы и предполагают знание обучающимися лексики определённой тематики. Мастерские – это уроки общения на изучаемом языке, которому предшествует пошаговая подготовка. Преподаватель может предложить следующие творческие задания на развитие навыков устного общения:подготовить краткий рассказ о себе с опорой на прослушанный текст-образец, дополнив выступление двумя выдуманными фактами;подготовить выступление о выдающейся личности или событии в истории;обсудить фотографию, картинку, высказывание или фрагмент текста в парах;обсудить планы проведения мероприятия или проблему; подготовить презентацию по теме, сопроводив её наглядностью; разыграть телефонный разговор делового характера по предложенной ситуации; провести опрос по составленнойобучающимися анкете и выступить с докладом по результатам опроса; рассказать о событии по нескольким газетным заголовкам; рассказать историю по предложенным словам и словосочетаниям. Творческими заданиями для обучения письменной речи могут быть письма делового и дружеского характера по предложенной ситуации; обзор прочитанной книги/статьи или просмотренного фильма; доклад по результатам исследования или опроса; эссе описательного характера (описание места или события, фотографии); эссе-рассуждение по предложенному тезису или ситуации; завершение рассказа с учётом стиля автора; краткое изложение текста своими словами. При проведении мастерских осуществляется взаимосвязь устного и письменного общения, когда преподаватель даёт задание по выполненной студентами устной или письменной части (письменные сообщения зачитываются в классе в группах или парах): назвать запомнившиеся или заинтересовавшие моменты из сообщений; выбрать лучшее решение проблемы; оценить доводы, приведённые в устном или письменном сообщении; разыграть ситуацию из сообщения.

     При составлении письменных сообщений оценивается выполнение коммуникативной задачи, ситуативное применение изученного лексико-грамматического материала, уместный стилистический регистр и организация текста, в то время как основной целью большинства устных сообщений, помимо соответствия перечисленным критериям для оценки письменной речи, является развитие беглости речи обучающихся и умения взаимодействовать на изучаемом языке, поэтому важным критерием оценки устного высказывания является попытка студента использовать только изучаемый язык как средство общения. При выборе творческого задания преподавателю следует избегать сложных тем или ситуаций, предполагающих в том числе использование избыточного количества лексики, неизвестной обучающимся.

     На уроке преподаватель обязательно поясняет выполнение задания, при необходимости на русском языке. Если задание предусматривает работу в парах или группах, распределение ролей должно учитывать уровень владения английским языком обучающимся.

     Работа обучающихся на уроке включает несколько ступеней. Например, если в качестве творческого задания преподаватель предлагает обучающимся высказать мнение по цитатам, первой ступенью может быть работа в парах с самими цитатами (соотнести начало и окончание предложений или вставить пропущенные слова из предложенного списка). Затем пары объединяются в группы из четырёх студентов и проверяют, как они выполнили задание, перед фронтальной проверкой с преподавателем.

     Далее обучающиеся выбирают цитату для комментария. Преподаватель предлагает в группах обсудить значение цитаты (прокомментировать ключевые понятия цитаты с использованием толкований словаря; привести примеры из жизни, подтверждающие утверждение, содержащееся в цитате) и выразить своё согласие или несогласие (привести доводы за и против). На этой ступени студентам можно предложить составить заметки для комментария значения цитаты и заполнить таблицу «за и против». 

     Преподаватель следит за выполнением задания обучающимися, направляя их работу в случае необходимости и записывая типичные ошибки, требующие дополнительной проработки в дальнейшем.

     На следующей ступени преподаватель предлагает обучающимся построить устное сообщение по одной из двух схем (в обоих случаях сообщение начинается общими словами по теме цитаты и завершается выражением личного мнения – согласия или несогласия): перечисляются все аргументы в поддержку цитаты, затем все аргументы против; либо каждому аргументу в пользу противопоставляется контраргумент, затем приводится следующая пара аргумент-контраргумент и так далее. Еслиустное сообщение представляется в форме диалога, обучающимся следует напомнить об уместном применении разговорных клише для выражения собственного мнения, согласия и несогласия с собеседником. Дляреализациивозможностейвзаимнойоценкистуденты могут назвать лучшие аргументы выступавших.

     После устных ответов обучающихся, преподаватель может предложить им анкету по самооценке с вопросами о проблемах, с которыми они столкнулись при выполнении задания (новые слова, разговорные клише для выражения мнения), а также упражнения на устранение распространённых ошибок выступавших.

     В качестве задания для самостоятельного выполнения обучающимися дома преподаватель может предложить составить эссе-рассуждение по обсуждаемой проблематике.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна