Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Использование современных образовательных технологий на уроках

музыкально- инструментального класса

Данилин Иван Фёдорович

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области 

«Самарский социально-педагогический колледж», Самара

ivadanili@yandex.ru

     Говоря о педагогических технологиях, надо заметить, что в современной педагогической науке определение «педагогическая технология» применяется довольно широко. Можно было бы поспорить об уместности его употребления в музыкальном образовании хотя бы из-за того, что термин «технология» связан со словом «техника» и широко используется в промышленности. Однако все больше ученых в сфере педагогики склоняются к тому, чтобы допустить его применение и в педагогической сфере, подразумевая, что в учебно-воспитательном процессе также могут существовать определенные технологии. Признаками педагогической технологии в музыке обладают такие методические пособия как самоучители или школы игры, в которых предусмотрен определенный, методически обоснованный алгоритм изучения материала. В реальной же практике обучение игре на музыкальных инструментах часто ведется на основе авторских технологий, поскольку научно и методически обоснованные технологии или их совокупность - за редким исключением - не известны педагогам или не разработаны.

     При использовании педагогических технологий в сфере обучения игре на музыкальных инструментах существуют присущие им особенности. Поскольку условия протекания процесса обучения игре на музыкальном инструменте всегда различны (порой отличаются довольно существенно), то о возможностях повторяемости технологии и гарантиях в достижении педагогического результата нужно говорить весьма осторожно. Точное, адекватное применение педагогами-музыкантами разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок. В музыкальной педагогике применяется большое количество  технологий. Самые известные из них могут применяться и в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. На уроках необходимо работать не только над формированием профессиональных компетенций, но и формированием общих компетенций, являющихся основой для профессионального обучения. Важно добиться того, чтобы обучающиеся понимали сущность и социальную значимость будущей профессии; организовывали собственную деятельность; искали и находили методы и способы выполнения профессиональных задач; оценивали их эффективность и качество; решали проблемы и оценивали риски, принимали решения в нестандартных ситуациях;осуществляли поиск, анализ и оценку необходимой информации; могли работать в коллективе, команде. Считаю, что именно современные образовательные технологии позволяют решить многие вопросы становления личности. Рассмотрим некоторые педагогические технологии и возможности их использования при работе с студентами музыкально- инструментального класса.

     В своей профессиональнойдеятельности в связи с задачами воспитания творчески мыслящего, активного, любознательного человека, способного разбираться в мире музыки и искусства, умеющего «видеть» и «слышать»  я применяю современные образовательные технологии. В первую очередь это диалог культур.Данная технология подразумевает сквозной диалог речевой стихии и исторической последовательности основных форм европейской культуры.Эта технология может и должна широко применяться при обучении игре на музыкальных инструментах в самых разных ситуациях: при чтении с листа, при разборе нового произведения, при прослушивании музыки и т.д. Сущность ее состоит в связывании современной музыкальной культуры с культурами разных эпох и народов. Общаясь со студентом не на деловом, а на духовном уровне, преподаватель имеет прекрасную возможность передавать ему знания, формировать отношения к музыке, искусству, культуре, деятельности музыканта и, что не менее важно, совершенствуется сам.

     Также активно использую проблемное обучение. Технология проблемного обучения подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем, разрешая которые они активно усваивают знания, которые должны даваться не в готовом виде, а добываться в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Проблемными считаются те ситуации, которые способны вызвать интеллектуальные затруднения. Основные формы выражения проблемности - вопросы, познавательные задачи, учебные задания (самостоятельно расставить аппликатуру, штрихи, динамику, ведение меха и т.д.). Эффективность этой технологии зависит от меры применения проблемных ситуаций на уроке. Если их много, то урок подчас превращается в нудное мероприятие по решению проблем.

     Модульное обучение. Предполагает самостоятельную работу с индивидуальной учебной программой. Педагог предоставляет учащемуся готовые модули, в которых обозначены его задачи на определенный период времени. Выражается в виде готовых дидактических заданий. Положительным моментом является то, что следующий модуль, как правило, дается после освоения предыдущего. Задания, входящие в блок модуль, могут выполняться в течении долгого времени, но он должен быть завершен. Завершенный модуль дает полное представление об уровне развития тех или иных качеств ученика.В модуле могут даваться задания по различным аспектам. Например, модуль может содержать конкретный набор заданий по блокам:

  1. Освоение необходимых элементов исполнительской техники (гаммы, арпеджио, упражнения и их комплексы и т.д.),
  2. Чтение с листа,  подбор по слуху,  сочинение и т.д. вопросы для самостоятельного изучения по конкретному произведению из программы;
  3. Домашнее задание, включающее не только задания по изучаемым произведениям, но и по развитию кругозора, отдельных способностей студентов.

     По новому взглянуть на личность обучающегося игре на баяне мне помогает использование личностно-ориентированной технологии обучения, основанной на индивидуальном подходе к образовательному процессу, дифференцированному обучению. Такой подход стимулирует саморазвитие личности исходя из его индивидуальных особенностей, позволяет преподавателю выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Создание комфортной, творческой обстановки на каждом занятии, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, подбор репертуара близкого и понятного обучающимся, анализ перспектив развития каждого – способствуют достижению оптимального результата педагогической деятельности. Благодаря личностно - ориентированному подходу уроки по МДК 03.03. «Музыкально – инструментальный класс» проходят более продуктивно. К каждому уроку разрабатывается технологическая карта урока в зависимости от уровня готовности обучающегося и индивидуального образовательного маршрута. Каждый урок в системе обучения игре на баяне выполняет свою строго определённую роль, решает конкретную задачу. В выполнении этой задачи мне помогает использование технологии развития критического мышления. Самоанализ обучающимися каждого урока позволяет мне вовремя скорректировать цели и задачи, побуждает искать новые формы и методы работы.

     В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян-mix». На своих занятиях я успешно использую технологию активного музицирования (игра под фонограмму).Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Первый этап – на одной ноте), второй – игра под фонограмму соло (репертуар усложняется), третий этап заключается в обучении игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне и аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).Я формирую ансамбль из обучающихся своего класса и инструментов – баян и аккордеон, а также разных –-баян, балалайка–баян–домра и т.д. На каждом этапе важно научить обучающегося создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры.

     Игра под фонограмму воспитывает у обучающихся ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

     В большой мере этому способствует использование информационно-коммуникационных технологий. Поиск информации в интернете (фонограмм для баяна, аккордеона), помогает решать многие образовательные задачи. Помогает раскрыть образ изучаемых произведений, получить сведения о композиторах, эпохи и истории создания. Все это способствует развитию обучающихся, повышению их интереса к обучению и росту их творческого потенциала.Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint, которую я применяю на индивидуальных уроках музыкально- инструментального класса. Мною были составлены презентации- «Классификация народных инструментов». «Русские народные инструменты» «V Международный конкурс Российского искусства во Франции», «Выдающиеся современные баянисты и аккордеонисты», которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков Они отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.Благодаря мультимедийным презентациям, обучающиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).  В работе с обучающимися активно использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Огромную помощь в работе мне оказывают компьютерные диски, например такие, как обучающая программа «Энциклопедия классической музыки», «Развиваем музыкальные способности», «Современные исполнители-баянисты» и т.д.Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность обучающимся участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

     Применение на уроках инструментальной системы подзвучивания (радиомикрофоны) даёт возможность при исполнении полифонических произведений создать полную иллюзию звучания органа, как тембрально, так и по силе звучания, используя раздельную балансировку звука в правой и левой клавиатурах  баяна, добиваясь при этом филировки звучания отдельных фрагментов произведения, где «прозрачная  тема» на  фоне глубоких басов звучит более рельефно. В этом случае применение системы «STEREO» или «DOLBI даёт эффект объёма, создаёт звучание большого оркестра. Применяя специальные электронные устройства (сиквенсоры -семплеры) можно до неузнаваемости изменить традиционное звучание баяна. Что вполне допустимо для отдельных музыкальных произведений, или их фрагментов.

     Также на уроках широко используютсяздоровьесберегающие технологии. Это постоянный контроль за правильной посадкой и постановкой рук, неправильная постановка, приводит к зажатию рук, изменений в осанке. Так же на уроках с обучающими используются упражнения для исполнительского аппарата, которые способствуют расслаблению мышц и помогают в сравнении понять когда руки свободны, а когда нет. На начальном этапе обучения игре на инструменте это очень важно.

     Правильная постановка инструмента, движение меха, сопровождение песен под баян, упражнения для развития исполнительского аппарата – все это способствует физическому развитию и оздоровлению обучающихся.

     Таким образом, на учебных занятиях музыкально- инструментального класса рационально используется оптимальное сочетание традиционных и новых образовательных технологий, что приводит к положительному результату.

 

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна