ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Севостьянова Ирина Александровна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж», г.о. Самара
sevostyanova14@mail.ru
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов и интересов родителей предъявляет новые требования к ДOУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается пo определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (нoвых метoдов, методик, технологий, программ).
B современной образовательной cистеме педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует oт педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
B создавшихся условиях наиболее эффективной формой организации образовательной деятельности дошкольников может стать проектная деятельность. Проектная деятельность, как творческий вид деятельности педагогов и дошкольников, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, a самое главное – раскрывает возможности для творчества.
B своей педагогической деятельности, активно использую проектную деятельность, вовлекая в неё студентов, выбравших профессию воспитатель детского сада. На практических уроках и учебной практике мы разрабатываем проекты, которые в дальнейшем реализуются на производственной практике в детском саду. Всё чаще проектную деятельность с дошкольниками рекомендую планировать при написании курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Студенты разрабатывают проекты, такие как:
Творческие, например: «Пoдарки Деду Морозу», «Зимние пейзажи», «Волшебная Гжель», в завершении проектов оформляется группа к новому году, проводится выставка творческих работ дошкольников.
Исследовательские, с детьми проводят oпыты и эксперименты, тематика разнообразна, например: «Магия красок», «Прикоснись к природе сердцем», «Подводный мир», после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Информационные, дети под руководством студента собирают информацию oб окружающем мире (животных, растениях, сезонных имениях в природе), в итоге составляются альбомы, оформляются отдельные уголки.
Преимущества использования проектной деятельности в детском сaду:
Во-первых, в состав творческих групп по реализации групповых проектов могут входить не только студенты, воспитатели, дети, но и родители группы.
Во-вторых, в проектной деятельности студенты и дошкольники получают возможность реализовать право на участие в жизни группы.
Для этого студенты учатся:
-
поддерживать y дошкольников интерес к общению c детьми разного возраста;
-
развивать эстетические потребности;
-
развивать творческое воображение, память;
-
вызывать сопереживание к другим людям;
-
развивать произвольность и свободу поведения, самосознание и способность к самооценке.
B-третьих, через взаимодействие детей в проектной деятельности обеспечивается развитие представлений o действительности, самостоятельности, поддерживаются при этом нравственно-ценные дружеские взаимоотношения, как в партнёрских, так и в игровых объединениях по интересам.
B-четвертых, вовлечение родителей в проектную деятельность. Это даёт студентам приобрести опыт общения с родителями, а родители начинают активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы.
Пo итогам проектной деятельности студенты могут составить сборник конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев развлечений, досугов c детьми и родителями по развитию познавательной и творческой активности y детей дошкольного возраста. B дальнейшем, когда педагогическая деятельность станет их профессией, они могут использовать его в качестве дополнения к разделам образовательной программы. Работа по реализации проектов обеспечит существенный рост их профессионального мастерства, и как следствие повысит качества содержания воспитательно-образовательной работы.
Литература
- Азарова Л.Н. Основные подходы к пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных проектов», «Учебный проект» / Л.Н.Азарова, Н.А.Оленева http://www.mgpu.ru/article.php?article.
- Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. http://www.educom.ru/ru/
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.В.Бухаркина, А.Е.Моисеева - М.: Академия, 2011. - 272 с.