Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Использование игровой речевой разминки на учебных занятиях по изучению МДК

«Теория и методика развития речи у детей»

Федорова Татьяна Викторовна

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области 

«Самарский социально-педагогический колледж», Самара

zvezda0100@rambler.ru

     Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде [4].

     При подготовке будущих воспитателей предполагается формирование умения много играть с детьми, поэтому каждое учебное занятие начинается с игровой речевой разминки, которая стимулирует познавательную деятельность, активизирует и расширяет словарный запас, формирует ассоциативное запоминание, усиливает мотивацию к изучению курса.

     При изучении темы «Формирование словаря детей», обучающимся даются задания на подбор антонимов, синонимов, сравнений, толкование фразеологических оборотов. Примерный речевой материал:

     Антонимы: «доступный» – занятый, недосягаемый, закрытый; «накопление» – трата, разбазаривание, расходование; «предки» – потомки; «альтруист» – эгоист; «активный» – пассивный, инертный; тщедушный – упитанный; «вогнутый» – выпуклый; «благодаря» – вопреки; «бледнеть» – краснеть; «успокаивать» – тревожить; «гордиться» – стыдиться и т.д.

     Синонимы: «человек» – примат, питекантроп, лицо, личность, муж, мужчина, особа, персона, индивид; «друг» – побратим, кунак, товарищ, дружок, дружище; «учеба» – натаскивание, обучение, преподавание, выучка; «воспитание» – холя, развитие, самовоспитание, патронат, пестование, муштрование, взращивание; «образование» – просвещение, формирование; «методика» – методология, способ, технология, дидактика; «учитель» – преподаватель, гуру, наставник, просветитель, пестун, репетитор, руководитель, воспитатель; «ребенок» – дитя, малолетка, крошка, малютка, малыш – малец; «аккуратный» – прилежный, пунктуальный, рачительный, филигранный, скрупулезный; «умный» – мудрый, понятливый, рассудительный, смышленый, толковый; «зрелый» – возмужалый, спелый, созревший, наливной, взрослый, сформированный и т.д.

     Многозначные слова: тяжелый, острый, скромный, спокойный, глазок, горлышко и т.д. Придумывание предложений с разным значением многозначных слов.

     Сравнения: быстрый, как молния; лёгкий, как пух; серые, как сталь глаза; оскалился, как волк; закат яркий, как пылающее пламя; волны тихие, как шепот. Подбери слово-действие: «Что можно делать, как слон?» (топать, поворачиваться, ходить); сравни с чем-нибудь арбуз (арбуз – как мяч, как зебра, как сахар) и др.

     Фразеологизмы: как на иголках, как о стенку горох, как рыба в воде, как в воду опущенный, как ве­тром сдуло, как гром среди ясного неба, задрожал как осиновый лист, похожи как две капли воды, голодный как волк, жить как кошка с собакой, вертеться как белка в колесе, как сквозь землю провалился, красный как рак, лил как из ведра и т.д.

     Продолжи пословицу: «Здоров будешь (все добудешь)», «Где слова привета (там улыбка для привета)», «Ласковое слово (рубля дороже)», «1 дерево срубишь (10 посади)», «Кто любит труд (того люди чтут)», «Испокон века книга (растит человека)» и т.д.

     Придумай рассказ по пословице, поговорке.

     При изучении темы «Формирование грамматического строя речи» обучающимся даются задания на образование:

  • сравнительной и превосходной степени прилагательных: горький – горше, горчайший; красивый – красивее, красивейший; глубокий – глубже, глубочайший и т.д.);
  • родительного падежа множественного числа (туфли – туфель, оладьи – оладий, гольфы – гольфов, носки – носков, чулки – чулок и т.д.);
  • существительных женского рода (врач, музыкант, пловец, бегун и т.д.);
  • склонение сложных числительных (трехсот девяноста пяти, сорока шести и т.д.);
  • составление дидактических рассказов с несклоняемыми существительными (какао, пальто, кино, ателье и т.д.).
  • При изучении темы «Формирование связной речи» обучающимся даются следующие задания:

  • придумать рассказ- фантазию «Если бы остановилось время…», «Если бы я снова стала маленькой…», «Если бы я стала президентом…» и т.д.;
  • придумать небылицу;
  • трансформация текстов или составление одного вида текста на основе другого (Вспомните сказку «Лиса и журавль» и придумайте похожую сказку о том, как заяц пошел в гости к волку, придумайте похожую на нее сказку или рассказ о себе);
  • построение высказывания по предложенному начальному предложению, «Жил на свете один добрый человек, он всех учил только добру. Однажды он отправился в путешествие...»;
  • придумывание сказок наоборот, «винегрета» из сказок.
  • При изучении темы «Ознакомление с детской литературой» обучающимся предлагаются задания по мотивам художественных произведений:

  • подбери пословицу к содержанию произведения;
  • подбор рифм: «ватрушка» – петрушка, старушка, кукушка и т.д.;
  • сочинение четверостиший по заданным рифмам: пять – опять – мишка – книжка и т.д.;
  • объяснение этимологии слов, встречающихся в текстах: дрозды-рябинники, зайчата-листопаднички, лиса зимой мышкует, ноябрь-полузимник, цапля-болотница;
  • придумывания продолжения к авторскому тексту.

     Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Литература

  1. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. 96с.
  2. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей под. ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 2000. 240с.
  3. Прокопьева Л. В. Развитие речевого творчества и сочинительства собственных сказок и историй у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://io.nios.ru/articles2/55/10/razvitie-rechevogo-tvorchestva-i-sochinitelstva-sobstvennyh-skazok-i-istoriy-u-detey.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: «Народное образование»,1998. 286 с.

 

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна