Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Формирования общих компетенций студентов при использовании технологии игрового

моделирования на уроках математики

Лабгаева Эмма Владимировна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Тольяттинский политехнический колледж», г.Тольятти

elabgaeva@ya.ru

     Показателем качества подготовки специалиста, определяющим его поведенческие качества на рынке труда является профессиональная компетентность. Именно компетентность характеризует профессионализм специалиста. Компетентного специалиста отличает самостоятельность, ответственность, способность к творчеству, стремление к постоянному обновлению знаний, овладению новой информацией для успешного решения профессиональных задач, как в стандартных, так и проблемных ситуациях. При этом компетентность будущего специалиста необходимо формировать в процессе обучения не только специальным, но общеобразовательным, в том числе и естественно-научным дисциплинам[3].

     Система образования России претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Кроме того, в современной России наблюдаются кризис семьи, детства, социальная неустроенность части населения, усиление агрессивности социальной среды[2].Работая с подростками среднего профессионального образовательного учреждения, часто сталкиваешься с отсутствием мотивации обучения, потребности в самосовершенстве, неумением приобретать знания и применять их на практике, поэтому, в этих условияхзанятия, разработанные традиционным методам, будут неэффективны[1].

     Использование современных образовательных технологий качественно изменяет характер обучения, взаимоотношения между участниками процесса, способствует повышению интенсивности процесса обучения, активизации рефлексии и саморазвития, а главное формированию компетенций будущего специалиста.

     Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

     Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Большинству игр присущи такие  черты как свободная деятельность,творческийхарактер этой деятельности, эмоциональная приподнятость, наличие правил. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

     Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью   

     Понятие «игровыепедагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр[4].

     В своей профессиональной деятельности я активно использую среди

прочих игровые технологии, в частности игровое моделирование с использованием магнитного конструктора, например "GEOMAG"

и собственных гаджетов студентов содержащих фотокамеры.

     Данный вид работы провожу на уроках геометрии при решении стереометрических задач [Рисунок 1].

Рис. 1 «Модели  многогранников»

     Актуальность здесь заключается в том, что согласно программе в результате освоения дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» при изучении  геометрии  обучающийся должен уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач; решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

     Здесь возникает проблема:многим учащимся сложно осваивать данные умения,  т.к. они не имеют пространственного воображения и не могут соотнести чертежи с трёхмерным изображением объектов, поэтому испытывают трудности при решении стереометрических задач, но при самостоятельном построении ими (учащимися) моделей геометрических тел с помощью магнитного конструктора,  задачи становятся понятны и выполнимы. Моя цель:научить переносить на бумагу модели геометрических тел, выполнять грамотные чертежи к задачам  посредством построения геометрических моделей, повысить познавательную активность учащихся, а также формировать компетенции

     По  геометрии  учащиеся выполняют практические работы по решению стереометрических задач «Нахождение углов и расстояний в пространстве», «Нахождение основных элементов многогранников», «Вычисление площадей поверхностей и объёмов геометрических тел». Практические работы проводятся в  форме игры:

  1. Учащиеся делятся на группы по четыре человека, группы должны быть равные по силам, в каждой группе должны находиться как сильные, так и слабые учащиеся (распределять группы необходимо заранее, до начала урока
  2. Каждой группе выдаются комплекты индивидуальных заданий и наборы деталей (достаточное количество, для того чтобы построить стереометрическую фигуру) магнитного конструктора
  3. Каждой группе необходимо прочитать задачу и  построить модель к ней с помощью магнитного конструктора
  4. Затем каждый учащийся группы делает несколько различных вариантов фотографий  со своего рабочего места (фотографиине удаляются до тех пор, пока не будет сдана работа)
  5. Группа обсуждает полученные фотоснимки, выбирает наиболее удобные для решения задачи изображения геометрической модели
  6. Затем требуется перенести на бумагу изображение полученной модели (сделать чертёж к задаче), причём каждый учащийся изображает так, как считает правильным
  7. Далее члены группы проверяют работы друг друга, корректируют, исправляют ошибки и решают, какой из построенных чертежей наиболее удобен для дальнейшего решения задачи
  8. Преподаватель контролирует, если необходимо координируеткаждый этап работы, а также слаженность работы группы, задаёт наводящие или же провокационные вопросы
  9. Учащиеся решают задачу, оформляют отчёт
  10. Повторяют данный алгоритм для решения других задач
  11. После решения данных задач участники группы придумывают и строят свою модель, составляют задачу к ней
  12. Составленные учащимися задачи решает соседняя группа, затем две группы производят взаимопроверку

     Длительность проведения таких игровых работ зависит от количества и сложности задач. Отчётные работы сдаются преподавателю на проверку. Обязательно проводится рефлексия

     В результате проведения данных уроков достигается положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил преподавателя и учащихся, повышается интерес к предмету и результативность уроков, идеи данных уроков работают на перспективу – учащиеся могут использовать элементы практических занятий вне урока, например придумывать и строить сложные модели из конструктора дома, развивая при этом логическое и пространственное мышление, проводить развивающие игры с младшими братьями-сёстрами, использовать геометрические модели на уроках химии при построении кристаллических решёток и т.д.

     В этой игровой технологии используются новые подходы в изучении геометрии: самостоятельное построение геометрических моделей к задачам из магнитного конструктора, рассмотрение данной модели с разных позиций и осознанное, проанализированное, а не навязанное преподавателем или учебником рациональное построение чертежа, понятного и удобного для решения заданной задачи;элементы творчества: создание студентами собственных моделей и задач к ним;работа в группах с целью формирования общих компетенций

     Возможные риски: на первом уроке учащиеся могут показать более низкие результаты, т.к. не имели ранее подобного опыта и могут попросту растеряться, задача преподавателя здесь – помочь адаптироваться к новому виду деятельности. Зато на следующих занятиях показатели усвоения материала резко идут вверх не только абсолютные, но и качественные в сравнении с проведением стандартных уроков

     Проведение ряда подобных уроков способствует активному формированию общих компетенции (ОК):

     ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовыеметоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

     ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

     ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

     ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

     ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

     Наличие общих компетенций  формирует и профессиональнуюкомпетентность будущего специалиста, чему способствуюттехнологии игрового моделирования на уроках математики

Литература

  1. Башмакова В.А. Условия развития универсальны х учебных действий старших подростков в системе среднего профессионального образования // «Сибирский педагогический журнал» . – 2012. №4.
  2. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования //М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  3. Двуличанская Н. Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественно-научного образования // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна