Формирования общих компетенций студентов при использовании технологии игрового
моделирования на уроках математики
Лабгаева Эмма Владимировна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский политехнический колледж», г.Тольятти
elabgaeva@ya.ru
Показателем качества подготовки специалиста, определяющим его поведенческие качества на рынке труда является профессиональная компетентность. Именно компетентность характеризует профессионализм специалиста. Компетентного специалиста отличает самостоятельность, ответственность, способность к творчеству, стремление к постоянному обновлению знаний, овладению новой информацией для успешного решения профессиональных задач, как в стандартных, так и проблемных ситуациях. При этом компетентность будущего специалиста необходимо формировать в процессе обучения не только специальным, но общеобразовательным, в том числе и естественно-научным дисциплинам[3].
Система образования России претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Кроме того, в современной России наблюдаются кризис семьи, детства, социальная неустроенность части населения, усиление агрессивности социальной среды[2].Работая с подростками среднего профессионального образовательного учреждения, часто сталкиваешься с отсутствием мотивации обучения, потребности в самосовершенстве, неумением приобретать знания и применять их на практике, поэтому, в этих условияхзанятия, разработанные традиционным методам, будут неэффективны[1].
Использование современных образовательных технологий качественно изменяет характер обучения, взаимоотношения между участниками процесса, способствует повышению интенсивности процесса обучения, активизации рефлексии и саморазвития, а главное формированию компетенций будущего специалиста.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинству игр присущи такие черты как свободная деятельность,творческийхарактер этой деятельности, эмоциональная приподнятость, наличие правил. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью
Понятие «игровыепедагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр[4].
В своей профессиональной деятельности я активно использую среди
прочих игровые технологии, в частности игровое моделирование с использованием магнитного конструктора, например "GEOMAG"
и собственных гаджетов студентов содержащих фотокамеры.
Данный вид работы провожу на уроках геометрии при решении стереометрических задач [Рисунок 1].
Рис. 1 «Модели многогранников»
Актуальность здесь заключается в том, что согласно программе в результате освоения дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» при изучении геометрии обучающийся должен уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач; решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Здесь возникает проблема:многим учащимся сложно осваивать данные умения, т.к. они не имеют пространственного воображения и не могут соотнести чертежи с трёхмерным изображением объектов, поэтому испытывают трудности при решении стереометрических задач, но при самостоятельном построении ими (учащимися) моделей геометрических тел с помощью магнитного конструктора, задачи становятся понятны и выполнимы. Моя цель:научить переносить на бумагу модели геометрических тел, выполнять грамотные чертежи к задачам посредством построения геометрических моделей, повысить познавательную активность учащихся, а также формировать компетенции
По геометрии учащиеся выполняют практические работы по решению стереометрических задач «Нахождение углов и расстояний в пространстве», «Нахождение основных элементов многогранников», «Вычисление площадей поверхностей и объёмов геометрических тел». Практические работы проводятся в форме игры:
- Учащиеся делятся на группы по четыре человека, группы должны быть равные по силам, в каждой группе должны находиться как сильные, так и слабые учащиеся (распределять группы необходимо заранее, до начала урока
- Каждой группе выдаются комплекты индивидуальных заданий и наборы деталей (достаточное количество, для того чтобы построить стереометрическую фигуру) магнитного конструктора
- Каждой группе необходимо прочитать задачу и построить модель к ней с помощью магнитного конструктора
- Затем каждый учащийся группы делает несколько различных вариантов фотографий со своего рабочего места (фотографиине удаляются до тех пор, пока не будет сдана работа)
- Группа обсуждает полученные фотоснимки, выбирает наиболее удобные для решения задачи изображения геометрической модели
- Затем требуется перенести на бумагу изображение полученной модели (сделать чертёж к задаче), причём каждый учащийся изображает так, как считает правильным
- Далее члены группы проверяют работы друг друга, корректируют, исправляют ошибки и решают, какой из построенных чертежей наиболее удобен для дальнейшего решения задачи
- Преподаватель контролирует, если необходимо координируеткаждый этап работы, а также слаженность работы группы, задаёт наводящие или же провокационные вопросы
- Учащиеся решают задачу, оформляют отчёт
- Повторяют данный алгоритм для решения других задач
- После решения данных задач участники группы придумывают и строят свою модель, составляют задачу к ней
- Составленные учащимися задачи решает соседняя группа, затем две группы производят взаимопроверку
Длительность проведения таких игровых работ зависит от количества и сложности задач. Отчётные работы сдаются преподавателю на проверку. Обязательно проводится рефлексия
В результате проведения данных уроков достигается положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил преподавателя и учащихся, повышается интерес к предмету и результативность уроков, идеи данных уроков работают на перспективу – учащиеся могут использовать элементы практических занятий вне урока, например придумывать и строить сложные модели из конструктора дома, развивая при этом логическое и пространственное мышление, проводить развивающие игры с младшими братьями-сёстрами, использовать геометрические модели на уроках химии при построении кристаллических решёток и т.д.
В этой игровой технологии используются новые подходы в изучении геометрии: самостоятельное построение геометрических моделей к задачам из магнитного конструктора, рассмотрение данной модели с разных позиций и осознанное, проанализированное, а не навязанное преподавателем или учебником рациональное построение чертежа, понятного и удобного для решения заданной задачи;элементы творчества: создание студентами собственных моделей и задач к ним;работа в группах с целью формирования общих компетенций
Возможные риски: на первом уроке учащиеся могут показать более низкие результаты, т.к. не имели ранее подобного опыта и могут попросту растеряться, задача преподавателя здесь – помочь адаптироваться к новому виду деятельности. Зато на следующих занятиях показатели усвоения материала резко идут вверх не только абсолютные, но и качественные в сравнении с проведением стандартных уроков
Проведение ряда подобных уроков способствует активному формированию общих компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовыеметоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Наличие общих компетенций формирует и профессиональнуюкомпетентность будущего специалиста, чему способствуюттехнологии игрового моделирования на уроках математики
Литература
- Башмакова В.А. Условия развития универсальны х учебных действий старших подростков в системе среднего профессионального образования // «Сибирский педагогический журнал» . – 2012. №4.
- Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования //М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Двуличанская Н. Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественно-научного образования // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.