Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Формирование профессиональных компетенций через приобретение

студентами опыта проектной деятельности

Киреева Ольга Владимировна

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский индустриальный колледж»

город Белгород

olgakireev@yandex.ru

Клестова Наталья Ивановна

Баранова Анна Григорьевна

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский педагогический колледж»

город Белгород

n.klestowa@yandex.ru

     Перемены в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

     Анализ учебной работы студентов первого курса на практических, семинарских и лекционных занятиях показывает, что многие студенты не владеют навыками учебного труда. Рекомендуемая литература читается не полностью, многие ограничиваются учебником или лекцией, сообщения по теории вопроса в большинстве своем не выходят из рамки репродуктивной деятельности, научный анализ решения педагогических задач часто подменяется описанием, в наблюдении учебного процесса студенты фиксируют факты и не умеют выявлять внутреннюю логику обучения. В выполнении заданий характера ограничиваются механическим формальным подходом, оперируют внешними признаками, не дифференцируя, не видя специфики, не вдаваясь в сущность предмета. Поэтому необходимо отходить от традиционных форм занятий, где студенты получают знания в готовом виде и учить их получать знания самостоятельно в процессе аудиторной и внеаудиторной работы.

     Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

     Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

     Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

     Такая деятельность, хотя часто называется исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

     Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

     В своей практике мы используем два типа проектных работ:

     Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

     Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

     Например, семинар «Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин», дисциплина: естествознание 1 курс; семинар «Положительная и отрицательная роль компьютера в жизни человека, влияние на здоровье», 1 курс; семинары «Размышление над поговоркой «Движение строит»», «Где искать витамин С в ноябре», «Нитраты польза и вред», «Пищевые добавки: за и против», дисциплина: анатомия 2 курс и т.д.

     В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами (семинары, конференции), для широкой общественности (в различных дистанционных конкурсах).

     Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

    Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

     Например, на уроках математики, химии, естествознания можно использовать элементы проектного метода при изучении нового материала: за неделю до изучения новой темы из студентов выбираются группы по 2-3 человека; преподаватель предварительно выделяет основные направления поиска, студенты выбирают направление в зависимости от собственных возможностей; студенты собирают и исследуют теоретический материал, подбирают практический материал (примеры с решениями). С помощью преподавателя или одного обучающегося (выбранного группой) весь собранный материал оформляется в виде презентации и используется при изучении нового материала.

     При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для преподавателя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

     Нами предложен бланк «Самооценка совместной работы» и форма отзыва о презентации.

     Практический опыт показывает, что проектная деятельность активизирует обучающихся, повышает их интерес к новому. Подготовка к такой деятельности предполагает изменение цели, обновление содержания профессионального образования, использование новых технологий обучения, моделирующих конкретную профессиональную деятельность. На наш взгляд, такое инновационное обучение обладает большими возможностями. Каждый обучающийся сможет найти себя в профессиональной деятельности, определить свой жизненный путь, выстроить стратегию дальнейшего обучения и повышения квалификации. Формирование профессиональной компетентности студентов достигается, на наш взгляд, через приобретение ими опыта проектной деятельности. Если обучающийся в период обучения многократно выполнял творческие задания в процессе проектной деятельности, то процесс их накопления оказывает неоспоримый эффект на эту личность.

     Развитие творческих способностей обучающихся через вовлечение их в активную исследовательскую работу в процессе проектной деятельности помогает выпускнику стать более самостоятельным, успешно взаимодействовать с коллегами по работе, быть психологически готовым к изменению характера профессиональной деятельности.

     Вовлечение обучающихся в проектную деятельность помогает выпускникам трудоустроиться, эффективно взаимодействовать с профессионалами и активно включиться в решение профессиональных задач.

Литература

  1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход./Э.Ф.Зеер. – М.: Академия, 2009. – 142 с.
  2. Морозова, Ж.В. Формирование компетенций и выявление уровней сформированности профессионально-технологической культуры студентов в образовательном пространстве/ Среднее профессиональное образование. – 2011.- № 6
  3. Сумина, Т.Г. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Том 1. Материалы VI Всероссийской НПК. г. Екатеринбург, 2013. – 273 с.
  4. Ярвилянина, Е.В. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей и повышения качества профессиональной подготовки студентов // Научные исследования в образовании (приложение к журналу Профессиональное образование. Столица), 2011, №4, С. 60-64 Интернет-ресурсы:
    http://festival.1september.ru/articles/603308/
    http://olg.ucoz.ru/
    http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
    http://pages.marsu.ru/iac/educat/nauka/metod_rec_moskov.html

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна