Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ
ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Автор: Митрофанова Анастасия Евгеньевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное 
учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж», Самара
mitrofanova163@mail.ru

     В последние десятилетия возрастает интерес преподавателей к проблеме формирования познавательной активности студентов посредством повышения их социального статуса, что обусловлено необходимостью повышения качества образования в колледже.
     Среди факторов, влияющих на познавательную активность студентов, следует выделить социальные, психологические, педагогические и физиологические факторы. Социальные факторы – социальное положение и происхождение, место жительства, уровень и качество школьной подготовки, половые различия. 
     Это приобретенные, достигнутые студентом характеристики к настоящему моменту его жизни. Важно помнить, что период студенчества – совершенно самостоятельный этап жизни, во время которого студент: 

  1. участвует в различных видах деятельности;
  2. формирует индивидуальную среду развития;
  3. выбирает поведенческую модель в новом окружении;
  4. привыкает к новому статусу.

     Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также на положение в социальной иерархии. Каждый человек обладает целым набором статусов, одновременно он сын, студент, член профсоюза, избиратель.
     Следовательно, каждого человека можно охарактеризовать статусным набором. Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком. В статусном наборе всегда есть главный статус. Главным статусом называется наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Часто (но не всегда) главный статус определен должностью. Социальный статус отражается как во внутренней позиции человека (мотивах, ценностных ориентациях), так и в поведении, деятельности. В этих позициях отражаются содержательная и функциональная стороны образования, их динамика. Обратим внимание на статус студентов колледжа, предполагающего выработку новых компетенций. Чаще всего они ассоциируются с независимым поведением. Для студентов характерно стремление в общении контролировать все, что происходит вокруг них, влиять на то, что делают, чувствуют или думают о них окружающие. Одни не желают принимать какие-либо действия, другие – включаются в интенсивное межличностное взаимодействие, расширяя круг общения. Особенно значимым для студентов является неформальное общение, которое оптимизирует эмоциональное состояние личности, дает поддержку в трудных жизненных ситуациях. Ярко выражена потребность в признании, в самоуважении, самопринятии.
     Значительное влияние на студентов оказывают референтные группы. Проведенные нами анкетирование, наблюдения, беседа показали, что для студентов очень важна степень значимости той группы, в которую они включены. Для них велико влияние референтных групп в связи с удовлетворением основных потребностей: потребности в избегании неудач, сохранении высокого положения в группе, оценкой личности другими участниками группы, потребности в достижениях в различных видах деятельности (приоритет – познавательной деятельности).
     Организация процесса обучения в колледже более демократична по сравнению со школьной, а статус студента более независим по сравнению со статусом школьника. В то же время, место, занимаемое студентом в системе межличностных взаимоотношений, оказывает интенсивное влияние на развитие его личности. Студенческая группа – важнейшее средство социализации молодых людей, оказывающее влияние на рост их познавательной активности.
     В таблице 1 представлены данные исследования развития познавательной активности студентов колледжа.

Таблица 1.

Уровни развития познавательной активности студентов

Уровни развития познавательной активности студентов Первый срез (1курс) % Итоговый срез (4курс) %
   Низкий 25 15
   Ниже среднего 12,5 25
   Средний 12,5 30
   Высокий 50 30

     

     Анализ полученных данных позволяет утверждать, что для студентов 1 курса характерны высокие показатели познавательной активности, для студентов 4 курса – низкие. Значимых различий в оценках успеваемости между курсами нет, т.е. и у студентов с высоким познавательным интересом, и у студентов с низким познавательным интересом успеваемость, в среднем, одинакова.
     Студенты колледжа осознают, что познавательная активность является важнейшим условием успешности их обучения, характеризующим отношение к содержанию и процессу учения, стремлению к эффективному овладению знаниями, умениями, навыками, становлению усилий по достижению учебно-познавательных целей, формирование умений получать эстетическое наслаждение от своих достижений. По мнению старшекурсников, именно данные характеристики познавательной активности формируют их социальный статус. Отмечают также, что познавательная активность одновременно и предпосылка, и результат профессионального становления специалиста, что, в свою очередь закладывают основу для прогресса их социального статуса. 
     Рассматривая проблему формирования познавательной активности студентов колледжа, мы исходим из целей и содержания СПО. Профессиональное мастерство любого специалиста включает в себя три составляющие: теоретическую, практическую и психологическую. Теоретическая составляющая обеспечивает целостное представление о профессиональной деятельности как об активном процессе. Практическая – определяет подготовленность будущего специалиста к решению профессиональных задач. Психологическая – характеризует личностные качества, необходимые для выполнения профессиональной деятельности [1]. Специалисту со средним профессиональным образованием необходимы такие личностные качества как адаптивность к условиям современного рынка труда, стремление к личностному и профессиональному росту, коммуникабельность. В условиях интенсивного обновления знаний, умений необходимо, чтобы между всеми учебными дисциплинами и профессиональными модулями были установлены преемственные связи, что позволит реализовать непрерывность в формировании познавательной активности студента на протяжении всего периода обучения в колледже. Процесс формирования познавательной активности эффективен, в том случае, если содержание выбранных форм, методов, средств обучения адекватно поставленным целям. В этой связи особое внимание уделяется статусу студента, который находит своё выражение и воплощение в самооценке своих возможностей, инициативности, творчестве, самостоятельности, поддающимся измерению результатам учебной деятельности, самооценке, удовлетворенностью деятельностью.
     Активность студентов 1-4 курсов выражается и в стремлении осваивать различные виды деятельности, в том числе и познавательную, которая выступает как социальная характеристика деятельности любого человека. Студенты, стремясь приобрести знания, имеют выраженную потребность в проявлении своей активности, в том числе и в познавательной деятельности. Стремясь самореализоваться в ней, они стремятся быть успешными и, как следствие, осознают необходимость и ценность знаний как средства для повышения социального статуса. У менее активных студентов такого рода потребности в самореализации выражены слабо, поэтому вместо них приоритетной становится потребность, отражающая специфику этого возраста – потребность в активном общении. 
     При реализации требований ФГОС СПО необходимо учитывать, что образование как социальный феномен, как сфера созидания личности и активного влияния на все параметры социума, по своим ценностным и целевым возможностям и функциям выходит далеко за рамки традиционной задачи формирования необходимого объёма знаний.
     Социальный статус формируется в стенах колледжа также за счёт средового подхода, реализуемого в различных направлениях воспитательного процесса. Акцент делается на общеколледжных мероприятиях, позволяющих концентрировать внимание на позиции человека в социальной структуре общества с определенными правами, обязанностями:

  1. конкурс «Есть такая профессия…»;
  2. «День карьеры»;
  3. Чемпионат профессионального мастерства по стандартам WorldSkils ССПК;
  4. «Дни открытых дверей»;
  5. «предметные олимпиады;
  6. встреча выпускников;
  7. встречи с работодателями.

     Таким образом, познавательная активность студентов колледжа возрастает, если предметное (информационное) содержание образования оптимально сочетает в себе теорию и практику, и может решать более широкие задачи, связанные с формированием социального статуса студента.

Литература

  1. Бидова, Б.Б. Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема // Образование и воспитание. – 2016. -№ 2. – с. 64-66.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна