Формирование общих компетенций студентов на уроках литературы
Кайкина Лариса Юрьевна
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж», Самара
kaykina@mail.ru
Современный урок требует от преподавателя не только применения таких новых педагогических технологий, как: технология развития критического мышления с написанием синквейна и составлением кластера, информационная технология, метод проектов, но и формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.
Актуальность темы «Формирование общих компетенций студентов на уроках литературы» прежде всего в том, что именно литература как филологическая дисциплина знакомит молодое поколение с общечеловеческими ценностями на примере великих классических произведений Льва Толстого «Война и мир», Михаила Шолохов «Тихий Дон» и многих других, и при этом является настоящей школой жизни!
Объект исследования: современный урок литературы.
Предмет исследования: формирование общих компетенций у студентов.
Цель исследования: познакомиться с методами и способами формирования общих компетенций студентов колледжа на дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература. Литература.
Задачи исследования: Разработать технологию применения формирования общих компетенций на уроках литературы на примере краеведческого материала; провести урок внеклассного чтения с целью получения новых знаний и создания интереса к самостоятельному поиску этих знаний и выработки умения пользоваться ими в повседневной жизни.
В данной статье нам бы хотелось остановиться на некоторых наиболее интересных аспектах нашего исследования. Теоретическими аспектами проблемы изучения формирования общих компетенций стало для нас изучение методического материала по теме исследования и анализ педагогического опыта преподавателей колледжа. В процессе многолетней работы многие педагоги неоднократно убеждались в том, что формирование общих компетенций в образовании складывается из следующих важных моментов: освоение студентами различного рода умениями и навыками, позволяющими им после окончания колледжа действовать эффективно не только в профессиональных ситуациях, но и в личных и общественных; умение в новых, непредвиденных и даже критических ситуациях находить правильный выход.
Опыт работы в колледже позволяет нам в очередной раз убедиться в том, что литература как предмет в первую очередь формирует все виды речевой деятельности и учит необходимости грамотно, точно и логически стройно передавать в устной и письменной форме собственные мысли как по поводу прочитанного произведения, так и при работе с любым текстом, а в случае нашего исследования - с краеведческим материалом, связанным с темой «Архитектура старой Самары», а это и есть формирование общих компетенций , которые позволят выпускникам в дальнейшей жизни работать с любой информацией и находить верное решение в любой ситуации.
В практической части нашего исследования нами был проведён и проанализирован урок литературы по внеклассной теме, на котором мы постарались показать будущим педагогам, как формируются общие компетенции. Для работы нами была предложена ситуация и подобраны два текста, объединённых одной темой «Старая Самара». Ситуация всем была предложена одна, а тексты разные-для усложнения задачи.
Ситуация: В 2018 году в Самаре будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу. Самарская региональная молодежная общественная организация «Центр социальных проектов» в целях подготовки к такому масштабному мероприятию пригласила студентов города создать волонтёрский корпус экскурсоводов, который будет принимать в 2018 году туристов со всего мира. Вы решили принять участие в этом волонтёрском движении и пришли на семинар, где вас разделили на группы. Тема первого занятия: «Знакомство с архитектурой старой Самары». Вашей группе предложили для ознакомления с архитектурой Самары три текста. Задание: прочитать тексты, ответить на ряд вопросов, составить кластер для систематизации полученной в тексте информации.
Текст 1 Самарский модерн (фрагмент) В начале XX века в Самаре было построено в стиле модерн несколько десятков общественных зданий, жилых особняков, доходных жилых домов. Модерн (от французкого modern – современный) как художественное направление в искусстве особую популярность приобрёл во второй половине XIX – начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре).Для построек модерна характерны, главным образом, рационализм и практицизм.
Текст 2 Разнообразие архитектурных стилей Самары( фрагмент).
Архитектура Самары сформировалась за последние полтора столетия. Самые старые постройки города относятся к середине 19в., когда развернулось массовое каменное строительство. Самара приобретала новый художественный облик, который формировал царивший в н.19в. классицизм. Он и стал первым архитектурным стилем в застройке города. В середине 19 веках стал в Самаре развиваться и стиль ренессанс (стиль эпохи Возрождения — подражание древнегреческим и древнеримским формам) с пышным декором, динамичными, сложными формами, криволинейными очертаниями.
Ознакомившись с текстами, ответьте на следующие вопросы:
- Какие архитектурные стили характерны для старой Самары
- Дайте характеристику архитектурным стилям старой Самары
- Перечислите дома, построенные в каждом из этих стилей.
- Объясните, почему именно стиль Модерн был распространён в архитектуре города в начале 20 века.
- Что вы знаете о знаменитых купцах Самары, какой вклад они внесли в развитие Самары.
Проблемные вопросы :
- Как вы думаете, насколько велика туристическая привлекательность Самары для иностранных и российских туристов .
- Обоснуйте, почему название многих архитектурных стилей имеет приставку « нео»
- Составьте кластер, систематизируя полученную вами информацию
В заключении хотелось бы отметить, что данная форма работы на уроке не только позволяет формировать общие компетенции у наших студентов, но и знакомит их с богатым культурным наследием Самарского края, работать в группе и приобщаться к волонтёрскому движению, где они вполне могут на деле применить все те профессиональные и общие компетенции, которые мы у них формируем на протяжении всех лет обучения в колледже, в том числе и на уроках литературы.