Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Эффективные пути организации образовательного процесса в системе

среднего профессионального образования

Киселева Елена Всеволодовна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области 

«Самарский социально-педагогический колледж», Самара

kisev09@rambler.ru

     Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной самореализации молодого человека на разных этапах жизни.

     Современная система среднего профессионального образования вступила в новую фазу своего развития. Оно связывается не только с официальным изменением статуса, зафиксированного в характеристике типа, то есть «профессиональной образовательной организации», но и содержания деятельности. [2, С.32].

     Значительное повышение требований к среднему профессиональному образованию определило необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства России. Основой такого взаимодействия стала комплексная программа развития среднего профессионального образования, направленная на формирование стратегии его качественного обновления.

     Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Несомненно, основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.

     Для реализации познавательной и творческой активности молодёжи в учебном процессе должны использоваться современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

     Преимущества применения образовательных технологий в СПО состоят в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а молодым людям предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

     Цель деятельности педагога: выявить и применить методические подходы к повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.

     Задачи:

  • улучшение качества обучения посредством более полного использования возможностей ИКТ технологий подготовки специалистов среднего профессионального образования;

  •  повышение мотивации и коммуникативной компетенции обучающихся.

     Вместе с тем сегодня возрастают требования не только к профессиональным знаниям и умениям самого преподавателя, но и к уровню его профессионального саморазвития. Еще со времен А. Дистерверга известно, что «…как никто не может дать другому того, что не умеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием». Соответственно именно педагог, способный постоянно трудиться в режиме собственного саморазвития, может сформировать конкурентоспособную личность будущего работника. Идея саморазвития личности отвечает не только познавательным интересам, но и глубинным потребностям духовной жизни человека, истоки которой восходят к прошлому. [5]

     На сегодняшний день можно выделить несколько вопросов для педагога, участвующего в подготовке СПО, без решения,  которых  качественная  подготовка  специалистов  среднего  звена  не  представляется  возможной:

  1. сделать  руководство учебной деятельности мотивированным; 
  2. усовершенствовать материально-технические составляющие профессионального  обучения.

     Подчас не нужно искать сверхновых путей в образовательном процессе. Достаточно эффективно использовать уже известные пути: тестирование, сбор материалов портфолио, кластера,технологию рейтингового оценивания в обучении, которая позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

     В своей деятельности  я опробовала все вышеназванные пути, преподавая МДК 01.02 и МДК 01.03 по ПМ 01. специальности 44.02.01 Дошкольное образование. В результате (за период 2012-2016гг) -100% обучающихся принимали участие в регулярном тестировании на сайте преподавателя (http://kiselevaev.ucoz.ru/), сборе портфолио по ПМ01., работе в группах и парами и т.д.

     Важно, чтобы эти пути не бездумно использовались во всех случаях педагогической деятельности. В процессе реализации новых образовательных стандартов в организации оценки и объективного оценивания результатов профессиональной подготовки: текущих, промежуточных, итоговых их надо применять дифференцированно.

     Например, «портфолио» лучше предлагать собирать на 1 и 2 курсах обучения – когда необходимо, в первую очередь научить работать с источниками и литературой. Оформлять кластер – можно задавать избирательно - на всех курсах обучения, а рейтинговую систему оценивания хорошо использовать на всех курсах обучения, т.к. она позволяет дифференцированно оценивать образовательные результаты, чем стимулирует всех обучающихся.

     Развитие содержания образования всегда связано с его информатизацией, предусматривающей изучение будущим специалистом достижений в области информатики, ее средств и методов. В этом случае большую роль играет возможность передачи знаний и их оценке через ИКТ технологии, в том числе черезсовершенствование содержания персонального сайта педагога, в этом случае  особую роль приобретает консультирование и тестирование на сайте преподавателя.

     Тесты, размещённые на сайте, по содержанию тем изучаемой дисциплины решают две задачи: первая -закрепление и оценка первичных знаний (своеобразный тренажёр); вторая -контроль усвоения системы знаний. Сначала обучающиеся проходят, тестирование без ограничения по времени,  потом, в программу теста вносится регламент времени на каждый вопрос (действительно идёт самопроверка усвоенный знаний). Эта деятельность обучающихся способствует мотивации их учебной деятельности и повышает прочность теоретических знаний.Одним из важных моментов для обучающихся является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы они могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося.

     Как сделать из обучающегося активного соучастника учебного процесса?Усвоить информацию он может только в собственной деятельности при заинтересованности предметом.

     Поэтому преподавателю необходимо забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора, координатора познавательной деятельности тех, кого обучает, и организовать на занятии для студента все виды учебно-познавательной деятельности. Если информация о последовательности изучения дисциплины, проблемные задачи, индивидуальные консультации проходят через сайт преподавателя, который всегда доступен и бесплатен, то улучшается взаимопонимание между участниками процесса обучения.

     Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание обучающимся не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной преподавателем определенной познавательной деятельности. Следовательно, развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся способствуют различные виды педагогических технологий. [6]

     Во-первых, компетентностный подход: совокупность основополагающих принципиальных идей, определяющих содержание, процесс и результат деятельности.

     Во-вторых, организация деятельности, соответствующей поставленным образовательным целям.

     В третьих, активное внедрение инновационных технологий в педагогический процесс.

     Например, недостаточно дать задание – найти конспект образовательной деятельности дошкольников по определённой теме в интернет-ресурсах. Необходимо проанализировать выполненное задание: собрать воедино реализацию всех видов деятельности: постановку задач обучения, выполнение образовательной цели, использование ИКТ, формирование компетенций, соблюдение структуры выбранной обучающимся формы работы с детьми.

     В сентябре-ноябре 2016 года работа на персональном сайте была применена мной при изучении дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования.Первые итоги показали высокую заинтересованность обучающихся при прохождении тестов и хорошие результаты – таблица 1.

Таблица 1.

Результаты тестирования обучающихся 1 курсазаочного отделения

ССПК специальности44.02.01 Дошкольное образование по дисциплине

ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

группа участвовали результат
отсутст.  по болезни к-во % отлично хорошо удовлетворит.
1. 1 15 100 11 2 2
2.   15 100 14 - 1
3. 1 15 100 13 1 1
4. - 15 100 8 7 1
5. - 15 100 13 2 -
6. - 15 100 5 9 1
7. 2 14 100 5 7 2
8. 1 13 100 9 4 -
Итого 5 117 100 78/67% 32/27% 7/ 6%
Средний балл – 4,6

 

     Из таблицы 1 хорошо видно, что 100% обучающихся прошли тестирование по теме, включая отсутствовавших, которые не менее чем удовлетворительно усвоили материал, средний балл достаточно высокий.

     Эти результаты повторили уже имеющиеся данные по преподаванию МДК 01.02 и МДК 01.03 по ПМ 01. специальности 44.02.01 Дошкольное образование в 2012-2016 гг.

     Следует отметить, что  даже небольшие изменения образовательного процесса повлияли на качественную подготовку обучающихся 1 курса ГБПОУ СО ССПКпо дисциплине ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования.

     Таким образом, для  модернизации  СПО  в  новых  условиях действительно необходима  перестройка  образовательного  процесса  для  качественной  подготовки  студентов,  поиск  новых  форм  взаимодействия  с  работодателями.В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Это требует от педагога серьёзных изменений в обеспечении качества образовательного процесса  подготовки специалистов

 

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна