Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
(ОБРАЩЕНИЕ К ОБРАЗУ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО)

Автор: Захарова Светлана Сергеевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский политехнический колледж», г.о. Тольятти
guman@tpcol.ru

«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи.
Национальные отличия сохраняются
и в XXI веке, если мы будем
озабоченны воспитанием душ, а не
только передачей знания».

     Сейчас в нашем обществе наблюдается рост внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи. И это вполне закономерно, так как за первые десятилетия постсоветского периода произошел распад духовности, были разрушены многие духовно-нравственные ценности. Однако ни одно общество не может нормально жить и тем более успешно развиваться, если отсутствуют эти «столпы», этот «каркас» нашей жизни. На молодых людей сегодня обрушивается огромный информационный поток, содержащий в себе много негативного, безнравственного. В повседневной жизни наши студенты тоже видят массу примеров безнравственного, а порой и преступного поведения. Наши студенты сегодня отдают предпочтение свободе, материальному благополучию, карьере. А нравственные ценности, патриотизм, интернационализм оказываются сегодня наименее популярными. Поэтому делом огромной важности является выработка принципов, идей, которые должны лечь в основу воспитания молодого поколения. Никто не будет отрицать, что предметы гуманитарного цикла играют особую роль в духовном развитии, нравственном воспитании учащихся. Среди гуманитарных дисциплин есть и такие – философия, обществознание – в рамках которых преподаватель должен раскрыть перед учащимися смысл, содержание понятий духовного характера. Изучаются такие темы, как «Духовная культура», «Духовный мир личности», «Религия в современном мире», «Духовная деятельность», «Мировоззрение, убеждение, вера», «Моральная оценка личности».
     Сейчас в нашем обществе наблюдается рост внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи. И это вполне закономерно, так как за первые десятилетия постсоветского периода произошел распад духовности, были разрушены многие духовно-нравственные ценности. Однако ни одно общество не может нормально жить и тем более успешно развиваться, если отсутствуют эти «столпы», этот «каркас» нашей жизни. На молодых людей сегодня обрушивается огромный информационный поток, содержащий в себе много негативного, безнравственного. В повседневной жизни наши студенты тоже видят массу примеров безнравственного, а порой и преступного поведения. Наши студенты сегодня отдают предпочтение свободе, материальному благополучию, карьере. А нравственные ценности, патриотизм, интернационализм оказываются сегодня наименее популярными. Поэтому делом огромной важности является выработка принципов, идей, которые должны лечь в основу воспитания молодого поколения. Никто не будет отрицать, что предметы гуманитарного цикла играют особую роль в духовном развитии, нравственном воспитании учащихся. Среди гуманитарных дисциплин есть и такие – философия, обществознание – в рамках которых преподаватель должен раскрыть перед учащимися смысл, содержание понятий духовного характера. Изучаются такие темы, как «Духовная культура», «Духовный мир личности», «Религия в современном мире», «Духовная деятельность», «Мировоззрение, убеждение, вера», «Моральная оценка личности».
     Таким образом, педагог в рамках изучения вопросов духовной культуры на уроках обществознания и философии призван вооружить учащихся комплексом важнейших понятий, отражающих духовную жизнь человека и общества. Особенностью преподавания материала в данном случае является то, что педагог наряду с формированием конкретных знаний по предмету, должен активно использовать данный учебный материал для нравственного воспитания личности студента. При определении методики изучения данных вопросов приходится учитывать относительную их сложность для восприятия 15 – 17 – летних подростков. Философско-мировоззренческая тематика для них достаточно нова, в её познании они делают лишь первые шаги. Индивидуальное сознание наших студентов находится в стадии формирования, а отсутствие в современном обществе единых ценностных ориентаций еще больше осложняет ситуацию. Преподавателю гуманитарных дисциплин приходиться учитывать данные сложности и подбирать методики, позволяющие сочетать учительское слово с развернутыми беседами со студентами. Особенность этической беседы состоит в том, что она позволяет выработать у учеников правильные оценки и суждения о нравственных поступках. Преподаватель в ходе беседы должен проявлять тактичность, уважение к мнению студента, остерегаться излишней прямолинейности. Известно, что подростки не любят обнажённое «чтение морали», плохо воспринимаются в этом возрасте и абстрактные этические понятия. Поэтому учителю очень важно в ходе изучения данных вопросов дополнять абстрактную теорию яркими примерами. Опыт преподавания вопросов философской, этической направленности в подростковой аудитории говорит о том, что наиболее эффективным приёмом является обращение к примерам из нашей отечественной истории, культуры. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал использовать в обучении и воспитании учащихся национальные традиции, исторические примеры. И конечно, в этом смысле наша история даёт нам множество прекрасных возможностей. 
     Правильно подобранные исторические примеры, сведения о достойных поступках людей, о великих исторических событиях прошлого помогает преподавателю в изучении вопросов философско-нравственного характера. Мне хотелось бы остановиться на возможностях, которые даёт духовный пример великого подвижника земли русской – Сергия Радонежского. Почему именно образ Сергия Радонежского? Потому что именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовные идеалы нашего народа: добродетельность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к Родине. Преподобный Сергий Радонежский – один из духовно - нравственных ориентиров, признаваемых в нашей стране как церковными, так и светскими людьми. Практика преподавания показывает, что пример жизни Сергия Радонежского вызывает у ребят огромный эмоциональный отклик. Даже нерадивые студенты с большим интересом узнают о проблемах маленького Варфоломея, связанных с трудностями в учёбе, а затем и о других сложностях его жизненного пути, о их преодолении.
     О Сергии Радонежском мы беседуем на занятиях обществознания, философии, посвященных религии (тема «Религия в современном мире»), а также при изучении таких вопросов как «Духовный мир личности», «Духовная культура», «Моральная оценка личности», «Мировоззрение, убеждение, вера».
     Обращение к образу святого подвижника, к его жизни, его деятельности, духовному служению позволяет наиболее полно и образно раскрыть студентам сложное понятие нравственности. Нравственность – составляющая духовности, основа сознания человека. Нравственность означает способность человека думать и действовать в соответствии со своим духовным началом, это способ передачи содержания своего духовного мира вовне. При отсутствии духовности, нравственности начинается распад личности и общества. Говоря о морали, следует отметить, что особенность нравственного поведения состоит в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности являются внутренней потребностью самого человека. На уроке акцентируется внимание на том, что мораль невозможна без свободного выбора. Много споров на занятиях вызывает вопрос о том, можно ли построить человеческую жизнь по нравственным законам. Некоторые студенты высказывают мысль о том, что великие нравственные заповеди существуют лишь как красивые слова, в основном как идеал на бумаге. Как же здесь не вспомнить Сергия Радонежского? Вся жизнь его была великой жертвой Богу, а начал он свой подвиг с малой жертвы – помощи своим престарелым и больным родителям, ради этого ему пришлось отложить осуществление своей заветной мечты – монашества. И здесь речь идет о том, что человек нравственный никогда не «пройдет по людям» ради исполнения своего самого «высокого» желания. Очень важным является раскрытие понятия «ценности». Они характеризуются как жизненная и практическая установка людей, то, что свято. Это идеал, к которому человек относится с уважением, благоговением, всегда готов следовать ему. Каковы же были нравственные идеалы Сергия? Невероятное трудолюбие, смирение. Епифаний отмечает, что «без ленности братии, как купленный раб, служил; и дрова для всех колол, и толок зерна, и жерновами молол, хлеб пек, и уху варил». У многих это вызывает удивление, однако дело в том, что Сергий считал, что только своим личным примером можно убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. А его невероятная скромность? И в силу этого - нежелание начальствовать над монастырской братией, отказ от игуменского служения, а после победы над Мамаем - отказ от сана митрополита. Скромность в быту, в пище, в одеяниях в отношениях с людьми. Говоря о Сергии, можно воссоздать, перед студентами всю ту палитру ценностей человека, делающих его нравственным.
     В ходе рассмотрения деяний Сергия, где затрагивается этическая, нравственная проблематика, приходится разъяснять, что нравственные решения требуют от человека напряжения всех своих душевных сил, интеллектуальных усилий, морального выбора. Здесь уместно вспомнить следующий сюжет из жизни Сергия. Старший брат, возвратившийся в монастырь, пытается спорить с Сергием о главенстве. Сергий не желает ссориться с близким человеком, не желает ничего доказывать. Он мудр, прозорлив, он знает, что Всевышний все расставит по своим местам.
     Сергий бежит от мирской суеты, но он всегда готов прийти на помощь людям. И он не делает разницы между несчастным отцом – простолюдином, взывающем о помощи сыну и князем, идущим на битву с врагом.
     Сергий демонстрирует не только глубочайшую веру, но и огромное мужество, благословляя русское войско на сражение с Мамаем. Он берет фактически на себя ответственность за исход битвы. Именно это и называется нравственным служением своему народу , своему Отечеству.
     Обращение к образу Сергия Радонежского позволяет убедительно показать нашим студентам, что понятие духовных ценностей, нравственных убеждений, веры, служения обществу, мужества, ответственности - не просто красивые книжные слова или абстрактные философские понятия, а вполне действенные жизненные категории. И наша задача - стремиться обрести их и руководствоваться ими. Ведь они не устаревают, они вечны.
     Воспитание молодёжи заключается не только в передаче знаний и трудовых навыков, но и в освоении молодыми людьми понятий и ценностей человеческой жизни, важнейшими из которых являются любовь к своей земле, к родному дому, уважительное отношение к старшим, забота о слабых, добродетельность, справедливость, честь, достоинство.
     И важно помнить, что выбор мировоззренческих позиций, формирование нравственных ценностей – это дело сугубо личное. Но этот сугубо личностный выбор молодого поколения во многом зависит и от нас – педагогов, и особенно от преподавателей гуманитарных дисциплин. И говоря об этике, морали мы должны опираться и на исторический фундамент, на образы великих личностей – носителей высокой духовности. Сергий Радонежский, безусловно, является одной из таких фигур, ярким примером, мерой нашей культуры.

Литература

  1. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Изд-во МГУ. 1994. - 145 с.
  2. Зернов Н.М. Сергий Радонежский — устроитель Руси. — М.: Русский Миръ, 2010. — 312 с. 
  3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с.
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебн. Пособие для студ. пед. учебн. заведений и специальности ИПК и ФПК. - М.: Юрайт. - 2009. - 324с.

Оставить комментарий




Комментарий

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна